Штраф могут получить водители в Казахстане из-за коллапса системы

Асель Каженова
Редактор Finratings.kz
Фото: Gov.kz

Обновления, вступившие в силу с 7 апреля, обернулись информационным хаосом и массовыми жалобами водителей.

С 7 апреля 2025 года в Казахстане была внедрена новая система обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспорта (ОГПО ВТС). Реформа, задуманная как шаг навстречу более справедливому и современному страхованию, привела к непредвиденным сбоям. Водители по всей стране жалуются на недоступность страховых сервисов и невозможность оформить полис, что чревато штрафом в 10 МРП (39 320 тенге), передает Finratings.kz со ссылкой на Tengri Auto.

Вместо упрощения — паралич системы

О предстоящих изменениях в системе автострахования Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) объявило еще в октябре прошлого года. В числе нововведений — введение дополнительных страховых классов и учет штрафов из Единого реестра административных правонарушений (ЕРАП) при расчете стоимости полиса.

Однако реализация реформы оказалась далека от идеала. Сразу после старта обновлений система дала серьезный сбой: клиенты жалуются на «зависшую» базу данных, бесконечные попытки дозвониться в страховые компании и внезапное обнуление страховых классов, что ведет к росту стоимости страховки.

«Не можем застраховать машину — база висит, телефоны не отвечают»,
«Страховку не оформить, все слетело», — сообщают возмущенные казахстанцы.

Новые классы: что изменилось

Главное новшество — появление дополнительных классов риска. К существующим добавлены категории А, М1 и М2, с повышающим коэффициентом до 3,5. Особенно ощутят это на себе водители, трижды и более раз становившиеся виновниками ДТП за последний год — им теперь автоматически присваиваются классы М1 и М2, что ведет к резкому удорожанию полиса.

Напротив, для водителей с хорошей историей предусмотрены бонусы. Так, обладатели 13-го класса, не имевшие аварий более пяти лет, могут рассчитывать на значительное снижение стоимости страховки.

Еще один важный фактор — интеграция системы ЕРАП. Теперь при расчете полиса учитываются не только аварии, но и административные правонарушения, включая штрафы за превышение скорости и другие нарушения ПДД.

Возможный штраф

Официальных комментариев от Национального банка на момент публикации материала не поступило. Между тем, ситуация грозит перерасти в административный кризис: без действующего полиса водители становятся нарушителями закона, а штраф составляет 10 МРП (39 320 тенге).