Казахстанцы задыхаются: старые авто признаны главным источником выбросов

Асель Каженова
Редактор Finratings.kz
Фото: azh.kz

Наибольшее беспокойство вызывает ситуация в Алматы.

Несмотря на высокие показатели регистрации транспорта, автопарк Казахстана продолжает стареть, что напрямую сказывается на экологической обстановке в крупных городах, передает Finratings.kz со ссылкой на Autoreport.

Старый автопарк — новый источник угроз

Согласно данным на 1 декабря 2024 года, в Казахстане зарегистрировано более 5 миллионов легковых автомобилей, из которых свыше 2 миллионов — старше 20 лет. В 2024 году на учет было поставлено 1,8 миллиона транспортных средств, однако преобладающее число машин по-прежнему остаётся возрастным.

Проблема устаревшего транспорта выходит за рамки удобства или безопасности. Речь идет прежде всего об экологии. Старые автомобили не соответствуют современным экологическим стандартам и становятся основным источником загрязнения воздуха, особенно в крупных городах.

Алматы: авто как главный виновник смога

Наибольшее беспокойство вызывает ситуация в Алматы, где старые автомобили признаны одним из главных факторов загрязнения атмосферы. По оценкам экологов, такие машины дают до 60% вредных выбросов, что эквивалентно 112 тысячам тонн загрязняющих веществ в год. Это — один из ключевых факторов, влияющих на устойчивость смога в южной столице.

Обмен, выкуп и утилизация: что предлагают специалисты

На международной выставке Automechanika Astana представители Казахстанского автомобильного союза представили ряд инициатив, направленных на обновление автопарка. В числе предложенных решений:

  • выкуп устаревших машин у населения с последующей утилизацией;
  • обмен старого авто на скидку при покупке нового;
  • организация экспорта старых транспортных средств в третьи страны;
  • развитие государственных программ утилизации.

Руководитель аналитического отдела союза Ильяс Альжанов отметил, что эти шаги могут существенно повлиять на скорость обновления автопарка, однако пока не представлены конкретные механизмы реализации предложений.

«Мы видим в этом направлении серьезный потенциал. Однако для эффективности нужны четкие инструменты, законодательная база и поддержка государства», — подчеркнул эксперт.

Ожидания и реальность

Казахстанцы пока не спешат переходить на новые автомобили. Среди причин — высокая стоимость транспорта, ограниченный выбор бюджетных моделей и недостаточная поддержка со стороны государства.