Казахстанский рынок авто: что будет с ценами в условиях глобальных торговых споров.
На фоне эскалации торговых конфликтов между США и Китаем в казахстанском обществе не утихают вопросы о перспективах цен на автомобили, передает Finratings.kz со ссылкой на LS.
По данным аналитиков, средняя стоимость легкового автомобиля на внутреннем рынке страны сегодня составляет около 13,5 млн тенге. Вместе с тем, казахстанцы всё чаще выбирают машины китайского производства: по данным Агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР), доля брендов из КНР составляет порядка 35%, а медианная минимальная цена таких авто держится на уровне 13,1 млн тенге.
Глава АМААР Артур Мискарян считает, что казахстанский авторынок застрахован от резких ценовых скачков, даже несмотря на продолжающуюся торговую войну между мировыми экономическими центрами. По его словам, конфликт между США и Китаем направлен на защиту их внутренних рынков и не затрагивает Казахстан напрямую. Страна проводит прагматичную торговую политику и не поддерживает ни одну из сторон, что позволяет сохранять стабильность на рынке.
Большая часть автокомплектующих, машинокомплектов и готовых автомобилей поступает в Казахстан из Китая, Южной Кореи, европейских стран и России. Со всеми этими государствами выстроена стабильная схема поставок, которая демонстрирует устойчивость даже на фоне временных логистических трудностей. Как отмечает Мискарян, задержки в отдельных случаях возможны по техническим причинам, однако такие перебои носят предсказуемый характер и не приводят к значительным сбоям в товарообороте.
Эксперт уточняет, что американские автомобили представлены на казахстанском рынке в основном премиальными моделями, и их доля незначительна. Более широкий выбор у европейских марок, однако ситуация здесь аналогичная: запасы 2023 года еще присутствуют на складах дилеров, но особого влияния на общую ценовую картину они не оказывают. В обоих случаях куда большее значение имеют колебания курса валют и вопросы логистики.
Даже в случае возможного сокращения или прекращения поставок автомобилей из США или Европы, Мискарян не ожидает существенных потрясений для казахстанских покупателей. На рынке всегда присутствует возможность замещения европейских и американских моделей японскими, корейскими и китайскими автомобилями, доля которых и так продолжает расти.
Анализируя ситуацию в целом, глава АМААР делает вывод: рост цен на автомобили в Казахстане маловероятен. Импорт из Китая, который сегодня определяет значительную часть рынка, остается стабильным, а никаких избирательных пошлин или искусственных ограничений в отношении китайских автомобилей не вводится. По оценкам агентства, после традиционной январской индексации стоимость автомобилей в 2025 году останется на прежнем уровне.