Казахстанцев предупреждают о новых схемах телефонного мошенничества

Асель Каженова
Редактор Finratings.kz
Фото: Gov.kz

Как казахстанцев обманывают через счётчики и госуслуги: схемы и советы по защите.

В Казахстане зафиксирован новый всплеск телефонного мошенничества, связанного с проверкой счётчиков, работой поликлиник и доставкой заказных писем. Как сообщили специалисты АО "Государственная техническая служба" (ГТС), мошенники действуют под прикрытием известных организаций, стремясь получить доступ к личным данным граждан и их аккаунтам в государственных приложениях, передает Finratings.kz.

Анализ схем показал: злоумышленники тщательно готовятся, зная имена, адреса и другую персональную информацию, чтобы вызвать доверие своих жертв.

Основные схемы мошенников

1. Звонки от имени поликлиник
Мошенники представляются сотрудниками реальных медучреждений, точно называя их адреса и названия. Они заявляют, что якобы изменился порядок записи к врачам, теперь для этого нужен «номер медицинской декларации». На деле они просят продиктовать одноразовый SMS-код для входа в приложения DamuMed или eGov, получая таким образом полный доступ к персональным данным гражданина.

2. Проверка электросчётчиков и участие в "госпрограммах"
Другой популярный сценарий — звонки якобы от коммунальных служб («Астана Энергосбыт», «Алматы Су» и другие). Мошенники сообщают о необходимости проверки или замены счётчиков в рамках «государственной программы». Затем они просят продиктовать код из SMS — фактически предоставляя им доступ к вашим аккаунтам.

3. Ложные уведомления о заказных письмах
Под видом сотрудников "Казпочты" или курьерских компаний мошенники информируют о заказном письме якобы от налоговой, КГД РК или ЦОНа. После уточнения адреса жертве присылается SMS якобы от 1414 или 1412 с просьбой продиктовать код или перейти по ссылке — что влечет за собой кражу данных или установку вредоносного ПО.

Важные рекомендации для защиты

Специалисты ГТС настоятельно рекомендуют:

  • Никогда не передавать третьим лицам коды подтверждения из SMS, даже если звонящий представляется сотрудником официального учреждения.
  • Не разглашать по телефону ИИН, адрес проживания и другую персональную информацию.
  • Не переходить по ссылкам в SMS-сообщениях — особенно если они пришли после телефонного разговора с незнакомцем.
  • Сразу прерывать подозрительные разговоры и самостоятельно перезванивать в организацию по официальному номеру, указанному на её сайте.
  • Сообщать о попытках мошенничества в правоохранительные органы для предотвращения дальнейших преступлений.

Почему это важно

Мошенники всё чаще используют знания о государственных сервисах и коммунальной инфраструктуре для выманивания данных. Получив доступ к аккаунтам в eGov или банковским приложениям, преступники могут оформлять кредиты, получать социальные выплаты или заказывать товары от имени жертв.

Предупреждён — значит вооружён: быть внимательным и критически относиться к любым звонкам от незнакомцев — лучшее средство защиты от современных цифровых угроз.