В "КазАвтоЖол" рассказали, почему часть платных трасс приносит убытки.
В Казахстане ряд платных автомобильных дорог продолжает оставаться убыточным — их содержание обходится дороже поступлений от оплаты проезда. Об этом сообщил председатель правления национальной компании "КазАвтоЖол" Дархан Иманашев на брифинге в Службе центральных коммуникаций, передает Finratings.kz.
По словам Иманашева, в 2024 году доход от платных участков составил 48 миллиардов тенге. В 2025 году компания планирует собрать около 100 миллиардов тенге.
При этом расходы на содержание дорог, включая их очистку, текущий ремонт и замену дорожных знаков, составляют порядка 60 миллиардов тенге в год. Ещё около 30% всех собранных средств уходит на капитализацию — в частности, на приобретение техники. В прошлом году "КазАвтоЖол" закупил 470 единиц спецтехники, а в 2025 году планирует увеличить парк ещё на 700 машин.
«Все эти расходы покрываются исключительно за счет доходов от платности. У компании нет других источников для финансирования закупок и капитализации», — отметил глава компании.
Иманашев подчеркнул, что не все платные дороги приносят прибыль. В частности, четыре участка остаются убыточными. Среди них — дорога Астана – Щучинск, эксплуатация которой ежегодно приносит убытки в размере около 1 миллиарда тенге.
«Есть как доходные дороги, так и минусовые. Благодаря им удаётся сохранять общий баланс», — пояснил председатель правления.
Для пользователей платных трасс предусмотрены месячные и годовые абонементы. Для легковых автомобилей стоимость годового абонемента составляет 1 месячный расчётный показатель (МРП), что в 2025 году эквивалентно 3932 тенге.
Для автобусов и грузовых автомобилей цена зависит от грузоподъёмности: месячные абонементы варьируются от 2 до 10 МРП, а годовые — от 20 до 100 МРП.