Казахстанцы массово жалуются на качество онлайн-курсов

Толеген Майлин
Редактор Finratings.kz
Коллаж FR

Finratings.kz выяснил, почему казахстанцы недовольны качеством курсов и тренингов и как защитить свои права при покупке образовательных услуг.

В Казахстане резко выросло количество жалоб на некачественные образовательные услуги: за первые три месяца 2025 года комитет по защите прав потребителей получил 357 обращений. Для сравнения, за весь прошлый год таких жалоб было 877. Чаще всего казахстанцы жалуются на онлайн и офлайн курсы, которые вместо практических знаний предлагают лишь мотивационные тренинги и психологические семинары, сообщает ИА «NewTimes.kz».

На что чаще всего жалуются казахстанцы?

Главный эксперт комитета защиты прав потребителей Жансая Дадын отмечает, что ключевые жалобы связаны с:

  • низким уровнем подготовки преподавателей;
  • несоответствием заявленной программы обучения реальности;
  • отказом вернуть деньги за некачественные услуги;
  • отсутствием лицензий у тренеров и преподавателей.

Обращения направляются в профильные министерства: просвещения и высшего образования, передает региональный портал Otyrar.kz.

Почему возникают проблемы с защитой прав потребителей?

Большинство казахстанцев оплачивают курсы без официального договора, переводя деньги напрямую организаторам. Это значительно усложняет защиту прав, если качество тренинга не соответствует обещаниям. Кроме того, в Казахстане отсутствуют единые стандарты и саморегулируемые организации, которые бы подтверждали квалификацию преподавателей.

Председатель Евразийского союза потребителей Светлана Романовская подчеркивает:

«Зачастую тренеры и коучи даже не имеют высшего образования. Такие образовательные мероприятия носят больше мотивационный характер, а их стоимость может доходить до миллионов тенге».

Как казахстанцам защитить свои права при оплате курсов?

Эксперты советуют следовать нескольким правилам:

  • обязательно заключать официальный договор на образовательные услуги;
  • производить оплату через банковские переводы с указанием назначения платежа;
  • фиксировать своё участие в курсах и тренингах (например, с помощью фото или видео).

Если качество курсов оказалось неудовлетворительным, необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Направить досудебную претензию организаторам курсов с требованием возврата средств.
  2. В случае отказа обратиться за поддержкой в союзы и общественные организации по защите прав потребителей.
  3. Если вопрос не удалось решить мирно, обратиться в суд.

Как не попасть на некачественные тренинги?

Чтобы избежать потери денег и времени, казахстанцам следует внимательно проверять отзывы о курсах, уточнять наличие лицензий у преподавателей и всегда оформлять официальные документы на предоставляемые услуги. Только такой подход позволит минимизировать риски и обеспечить юридическую защиту своих прав.