Новый законопроект накладывает ряд ограничений на деятельность банков.
На рассмотрение вынесен новый законопроект о банках и банковской деятельности, призванный кардинально изменить текущий банковский сектор Казахстана и расширить возможности кредитования. Законопроект включает ряд прогрессивных нововведений, среди которых наиболее значимым является введение базовой и универсальной банковских лицензий, передает Finratings.kz.
Эксперт финансового рынка Галим Хусаинов отмечает, что основное отличие базовой лицензии от универсальной заключается в требовании к капиталу и в ограничениях по деятельности.
«Базовая лицензия требует капитал в 10 млрд тенге, максимальный объем активов ограничен 500 млрд тенге, а депозиты на одного физического лица ограничены суммой 10 млн тенге», – сказал он.
Предполагается, что базовая лицензия позволит небольшим игрокам, таким как микрофинансовые организации (МФО), легче входить на банковский рынок, удешевлять стоимость привлечения средств и предлагать своим клиентам базовые банковские услуги.
Однако введение лимита по депозитам вызывает у экспертов вопросы:
«Ограничение депозитов физических лиц суммой 10 млн тенге может стать серьезным барьером для конкуренции. Сумма страхования была введена давно, и накопленная инфляция уже составила около 50%. Логичнее привязать сумму к МРП, чтобы ежегодно корректировать ее автоматически», — подчеркивает Галим Хусаинов.
Также остается неясным вопрос с индивидуальными предпринимателями, которые, являясь физическими лицами, составляют значительную часть малого и среднего бизнеса (МСБ).
Новый законопроект накладывает ряд ограничений на деятельность банков с базовой лицензией.
«Базовая лицензия должна предоставляться на виды деятельности с меньшими рисками. Такие направления, как брокерско-дилерская деятельность, лизинг, факторинг и банковские гарантии, наоборот, несут минимальные риски. Ограничивать их не логично, ведь это могло бы существенно развить кредитование реального сектора экономики», — считает Галим Хусаинов.
Текущее предложение, по мнению эксперта, фактически подталкивает банки к модели потребительского кредитования, что может разгонять инфляцию без существенного позитивного влияния на экономику.
Для стимулирования кредитования реального сектора экономики, особенно МСБ, Галим Хусаинов предлагает:
«Если эти меры будут реализованы, это даст толчок развитию кредитования МСБ и экономики в целом. Появится больше игроков с разноплановыми продуктами и услугами, что, несомненно, позитивно скажется на конкурентоспособности и финансовой стабильности банковского сектора», — заключает Галим Хусаинов.
В целом, предложенные изменения законопроекта выглядят перспективными, однако требуют детальной доработки и обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.