Зарплаты растут только на бумаге.
Статистика фиксирует рост доходов и зарплат, но реальная покупательная способность казахстанцев растёт крайне медленно. Почему «больше» — не значит «лучше», передаёт Finratings.kz со ссылкой на Ranking.kz.
Согласно данным Бюро национальной статистики, денежные доходы казахстанцев с 2019 по 2024 год выросли почти в два раза. Если пять лет назад среднедушевой доход составлял 692 тыс. тенге в год, то по итогам 2024 года — уже 1,3 млн тенге. Это означает, что в среднем каждый гражданин в прошлом году получал по 110,7 тыс. тенге в месяц против 57,7 тыс. пять лет назад.
Однако важно понимать, что в этот показатель входят не только зарплаты, но и все другие формы доходов:
Более «живую» картину даёт медианный доход, то есть сумма, которую получает «среднестатистический казахстанец», а не усреднённый показатель. По итогам 2024 года медианный доход составил 93,3 тыс. тенге, при этом в 10 из 20 регионов страны этот уровень не достигался. Например, в густонаселённом Туркестанском регионе медианный доход составил всего 69,6 тыс. тенге, что на 25% ниже среднего по РК. В то же время в мегаполисах уровень медианных доходов превышал 126 тыс. тенге.
Номинальная зарплата казахстанцев за пять лет выросла с 186,8 тыс. до 402,6 тыс. тенге, то есть в 2,2 раза. Однако этот рост не отражает реальную покупательную способность.
Решающее значение имеет индекс реальной заработной платы, который показывает, насколько выросли доходы с учётом инфляции. В 2019 году он увеличился на 9,1%, но в 2023-м — всего на 2,7%. Это значит, что казахстанцы стали зарабатывать больше, но ощущают это всё меньше. Причина — высокая инфляция, которая «съедает» прибавку к зарплате.
В 2023 году инфляция достигла 14,5%, что стало антирекордом последних лет. Это объясняет, почему даже двукратный рост номинальных зарплат не привёл к улучшению качества жизни большинства граждан.
По данным БНС, самые высокие зарплаты в 2024 году были зафиксированы в следующих отраслях:
Именно в этих секторах наблюдается не только рост номинальных, но и реальных доходов. В IT покупательная способность выросла на 19,4%, в финансах — на 14,2%.
На другом полюсе — отрасли с самыми низкими зарплатами:
Даже несмотря на рост номинальных зарплат в этих секторах на 19–22%, реальные доходы остаются на критически низком уровне. Показателен пример сферы образования: несмотря на поэтапное повышение окладов, покупательная способность в 2024 году снизилась на 1,2%.
Чтобы оценить, сколько на самом деле получает казахстанец, стоит обратиться к модальной зарплате — самой часто встречающейся сумме дохода среди работников. В 2024 году этот показатель составил 97,6 тыс. тенге — всего на 12,6 тыс. выше минимальной зарплаты. Это в четыре раза меньше, чем средняя номинальная зарплата (402,6 тыс. тенге), о которой обычно рапортуют чиновники.
Доля модальной к номинальной — 24,2%. То есть реальные доходы большинства казахстанцев куда ниже, чем кажется из официальной статистики. Эта ситуация не меняется годами.