Страны договорились о развитии речного маршрута, строительстве моста и открытии новых КПП.
Казахстан и Китай укрепляют транспортное сотрудничество: по итогам первого квартала 2025 года объем автоперевозок между двумя странами увеличился на 82% и составил 822 тысячи тонн грузов, передает Finratings.kz.
Кроме того, железнодорожный поток также демонстрирует стабильный рост — 11,4 млн тонн, что на 13% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эти данные были озвучены в ходе первого транспортного форума Казахстан — Китай, прошедшего в Астане. В рамках мероприятия состоялась двусторонняя встреча глав профильных ведомств — министра транспорта Казахстана Марата Карабаева и министра транспорта Китая Лю Вэя.
Стороны обсудили создание мультимодального транспортного маршрута "Россия — Казахстан — Китай", включающего в себя использование трансграничной реки Иртыш, что потенциально расширит возможности речных грузоперевозок в регионе.
Также рассмотрена перспектива запуска нового речного маршрута по реке Или, который соединит город Конаев (РК) с городом Инин (КНР). Этот проект может стать прорывом в сфере экологически устойчивой и альтернативной логистики.
Существенное внимание уделено развитию сухопутной инфраструктуры. Так, планируется строительство нового моста на пограничном переходе "Майкапшагай — Зимунай", предназначенного для большегрузного транспорта. В рамках расширения транспортной доступности намечено открытие двух новых автомобильных пунктов пропуска между Восточно-Казахстанской и Алматинской областями и сопредельными регионами КНР.
В авиационной сфере также происходят изменения. Казахстан и Китай договорились об открытии третьего воздушного коридора, а также о расширении количества регулярных авиарейсов до 65 в неделю. Кроме того, прорабатывается запуск нового международного пассажирского поезда по маршруту Алматы — Сиань, что значительно упростит перемещение между странами и расширит туристические и деловые связи.
Порт Актау также оказался в центре внимания. Совместно с китайской стороной здесь реализуется проект строительства контейнерного хаба, который увеличит пропускную способность порта с 140 до 240 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Ожидается, что новый терминал будет введён в эксплуатацию до конца текущего года.
Для улучшения условий мореплавания в порту планируется провести дноуглубительные работы, что повысит безопасность и скорость обработки грузов.