Казахстанские пользователи услуг Freedom Bank начали получать массовые уведомления о планируемом списании денежных средств со своих счетов.
Как сообщается в опубликованных документах, банк обвиняет клиентов в получении «необоснованной выгоды» из-за «технического сбоя» при операциях на валютной платформе Forex. В случае отказа от добровольного возврата денег, банк угрожает уголовным преследованием и гражданскими исками.
Информацию об этом первым опубликовал журналист Михаил Козачков в своем Telegram-канале, приложив к записи скан письма, подписанного директором кызылординского филиала Freedom Bank Жетписбаем А.Ж.
Суть уведомлений, полученных клиентами, сводится к следующему: в период с сентября 2024 года по апрель 2025 года они совершали валютные операции через систему дистанционного обслуживания банка в рамках соглашения Forex. Однако, как утверждает Freedom Bank, в это время в платформе якобы имел место «критический технический сбой». Заявки на покупку и продажу валюты, согласно письму, не были обработаны через Казахстанскую фондовую биржу (KASE), а использованные курсы отличались от рыночных.
Банк признал эти сделки недействительными задним числом и уведомил клиентов об их «аннулировании». В одном из приведенных примеров у пользователя изымается 218 миллионов тенге, при этом ему предлагается в течение одного дня вернуть часть суммы, а оставшиеся почти 174 миллиона — в течение 15 дней. В противном случае банк угрожает подачей заявлений в правоохранительные органы по статье о мошенничестве, а также подачей гражданских исков.
Как пишет Козачков, речь идет о валютных операциях в системе Forex, к которым имели доступ клиенты через мобильное приложение банка. Многие пользователи совершали сделки, исходя из курсов, отображаемых системой. Однако в середине апреля сервис был неожиданно приостановлен — «в связи с техническими работами». А уже в конце месяца началась рассылка уведомлений с конкретными суммами, которые, как утверждает банк, подлежат возврату.
По словам Козачкова, некоторые из клиентов проводили операции на десятки и сотни миллионов тенге. Многие из них до сих пор не понимают, почему спустя полгода банк считает эти сделки ошибочными, а полученную прибыль — подлежащей возврату.
Редакция КазТАГ обратилась за официальным комментарием в пресс-службу Казахстанской фондовой биржи (KASE), поскольку именно она упоминается в качестве якобы непричастной к данным сделкам. Одновременно были направлены запросы в пресс-службу «Фридом Банка Казахстан», а также лично его владельцу Тимуру Турлову через платформу Threads.
На момент публикации ответа от банка, регуляторов и биржи получено не было.