Релоканты захватили рынок перевозок в Казахстане?

Жанна Амирова
Редактор Finratings.kz
Фото: Pixabay

Министр транспорта РК объяснил, куда уходит прибыль от транзита.

Глава транспортного ведомства Марат Карабаев ответил на обвинения в покровительстве так называемым релокантам – иностранным компаниям, работающим в сфере международных перевозок из Казахстана, передает Finratings.kz.

В чем суть претензии

По его словам, эти фирмы:

  • Официально зарегистрированы в РК,

  • Нанимают казахстанцев,

  • А значит, по сути являются отечественными компаниями с зарубежным участием.

На правительственном часе в сенате глава национальной ассоциации перевозчиков Павел Телицын обвинил министерство в том, что оно якобы помогает зарубежным перевозчикам зарабатывать миллиарды, при этом не вкладывая ни тенге в экономику страны.

«Из 250 тысяч разрешений, выданных в 2024 году, значительная часть уходит релокантам. А это почти 4 млрд долларов – деньги, которые могли бы остаться в стране», – заявил он.

Телицын уверен, что такие компании только оформляют документы в РК, а прибыль сразу уходит за границу.

Министр отверг обвинения в лоббировании и пояснил, что новые правила выдачи иностранных разрешений были открыто обсуждены и приняты публично. Их цель – навести порядок в сфере международных перевозок, а не создавать «тепличные» условия для отдельных компаний.

Ключевые изменения:

  • Исключена монополия: раньше до 70% разрешений доставались одним и тем же фирмам. Теперь доступ равный.

  • Резко сократилось количество допущенных авто: с 90 тысяч до 33 тысяч.

  • Каждый бланк теперь именной – в нем указывается компания и номер машины.

  • Срок действия бланка ограничен: раньше – до 100 дней, сейчас – всего 30.

  • Прекращена перепродажа: бланки не копятся и не гуляют по «теневому» рынку.

«Благодаря этим мерам цена на перевозки в Европу уже снизилась с 12–14 тыс. долларов до 7–9 тыс. долларов», – сообщил Карабаев.

Министр добавил, что больше всех недовольны те, кто раньше держал рынок в своих руках или перепродавал бланки.

Министр транспорта Марат Карабаев развеял миф о «чужих» перевозчиках, зарегистрированных в Казахстане.

По его словам, если в 2023 году в стране работали 63 иностранные транспортные компании, то сейчас – 57. Но называть их полностью иностранными, по мнению министра, нельзя.

«Эти компании работают в Казахстане, оформляют на работу наших граждан, арендуют склады и платят налоги. Это полноценный казахстанский бизнес с участием зарубежного капитала», – заявил Карабаев.

Кто кого представляет

Министр также подчеркнул, что Союз международных перевозчиков, созданный в 1997 году и объединяющий более 400 компаний, поддержал новые правила. А вот Ассоциация перевозчиков, которой руководит Павел Телицын, появилась лишь в 2023 году и включает всего 26 компаний – это около 4% рынка.

Алтай Али, глава комитета автотранспорта, добавил:

  • В 2023 году выявлен факт незаконной передачи бланка на перевозку компанией самого господина Телицына;

  • Это и объясняет, почему отдельные перевозчики недовольны новыми правилами – они больше не могут зарабатывать на перепродаже документов.

Кто приносит больше денег бюджету

Комитет провел сравнительный анализ:

  • 10 компаний с иностранным участием в 2024 году заплатили 2,5 млрд тенге налогов;

  • 10 казахстанских перевозчиков – только 350 млн тенге.

Эти цифры говорят сами за себя. По словам Карабаева, реформы позволят «очистить» рынок от серых схем и усилить конкуренцию.