Массовый сбой в налоговой системе Казахстана: кому блокируют счета

Толеген Майлин
Редактор Finratings.kz
фото Canva

С 20 мая 2025 года казахстанские предприниматели столкнулись с массовым сбоем в налоговой системе. У многих бизнесменов заблокированы банковские счета.

Что произошло с налоговой системой ИС ИСНА?

С 20 мая в Казахстане возникли серьёзные проблемы с Информационной системой налогового администрирования (ИС ИСНА) и новым Кабинетом налогоплательщика (КН ИСНА). Предприниматели массово получают уведомления о налоговой задолженности и не поданной отчётности, которых в реальности нет. Это привело к тому, что банковские счета бизнеса стали блокировать, сообщает портал Учёт.kz.

Сбой активно обсуждают в социальных сетях, предпринимательских и бухгалтерских сообществах, где пользователи делятся опытом решения возникших трудностей.

Почему произошёл массовый сбой?

Как объяснили в Комитете государственных доходов (КГД) Министерства финансов РК, проблемы связаны с переходом на новую версию информационной системы. В результате этого перехода произошло ошибочное зачисление платежей на лицевые счета, а также были допущены ошибки при обработке отчётов.

Кроме того, дополнительным фактором стал переход на международный формат платёжных сообщений. Это вызвало некорректное отражение налоговых и социальных платежей в системе, создавая иллюзию задолженности, которой нет на самом деле.

«Технические работы по актуализации лицевых счетов налогоплательщиков уже завершены», — сообщили в КГД МФ РК.

Что делать предпринимателям при возникновении ошибок?

Предпринимателям рекомендуют, столкнувшимся с проблемами, предпринять следующие шаги:

  • Фиксировать все ошибки и несоответствующие действительности уведомления.
  • Отправлять электронные жалобы через портал «Электронного правительства» (eGov.kz).
  • Направлять электронные обращения напрямую в КГД.
  • Писать официальные обращения через Центры обслуживания населения (ЦОН).

Если банковский счет был заблокирован, необходимо в обязательном порядке запросить официальный акт о наложении ограничения и направить заявление на его обжалование.

Сейчас КГД активно устраняет последствия сбоя, но предпринимателям важно оперативно реагировать и официально фиксировать все ошибки.