Казахстанцы потеряли 45 млрд тенге из-за мошенников: только 2 млрд удалось вернуть

Каженова Асель
Редактор Finratings.kz

За 2024 год жертвы интернет-мошенников в Казахстане потеряли 45 миллиардов тенге, но правоохранительным органам удалось вернуть лишь 2 млрд, передает Finratings.kz.

spot.uz

Об этом сообщили в Министерстве внутренних дел.

Как действуют мошенники?

Наиболее распространённые схемы обмана:

  • Инвестиционные аферы – обещают высокий доход, а затем исчезают с деньгами.
  • Зеркальные кредиты – мошенники оформляют займы на людей с аналогичными ФИО.
  • Фейковые звонки из банков – злоумышленники представляются сотрудниками банков и выманивают персональные данные.
  • Скриптовые кол-центры – преступники создают фальшивые службы поддержки, убеждая жертв перевести деньги.

Реальные истории пострадавших

Житель Астаны Виктор Козерук стал жертвой аферы, вложив более 1 млн тенге в псевдоинвестиционный проект. Позже он нашёл сотни таких же обманутых людей, которые создали группы для борьбы с мошенниками.

«Мы объединились в сообщества, там уже суммы ущерба составляют более 2 млрд тенге», – рассказал Козерук.

Один из самых крупных случаев – житель Кызылорды потерял 93 млн тенге, оформив кредит, который тут же был переведён на фальшивые счета. По его словам, сотрудники банка могли быть в сговоре с мошенниками.

Как государство борется с мошенничеством?

  • В июле 2024 года в Казахстане начал работу Антифрод-центр, который выявил 15 000 мошеннических операций и заблокировал 2 млрд тенге на счетах преступников.
  • В МВД создан департамент по борьбе с киберпреступностью – за январь он обнаружил 8 сим-боксов, с которых злоумышленники делали массовые подменные звонки.
  • В конце 2024 года полиция ликвидировала 4 мошеннических кол-центра в Алматы.

Президент Казахстана требует ужесточения борьбы

Касым-Жомарт Токаев признал, что государственные меры пока недостаточны:

«80% интернет-мошенничеств остаются нераскрытыми. Необходимо объединить усилия МВД, КНБ и финансовых регуляторов для защиты граждан».

Депутаты предлагают:

  • Обязательную биометрическую идентификацию при регистрации SIM-карт.
  • Лицензирование SIP-телефонии (используемой мошенниками для подменных звонков).
  • Контроль импорта сим-боксов – устройств, генерирующих миллионы фейковых звонков.

Как не стать жертвой мошенников?

  •  Никогда не передавайте коды, пароли и данные карт по телефону.
  • Проверяйте информацию о компаниях и инвестициях перед вложением денег.
  • Не оформляйте кредиты по просьбе «банковских сотрудников» – это мошенники.
  • При подозрении на обман – сразу обращайтесь в полицию и банк.

Пока мошенники совершенствуют схемы, казахстанцы вынуждены бороться за возврат своих денег, а государство – усиливать контроль над киберпреступностью.

Новости партнеров