Просрочили платеж за кредит? Как казахстанцам избежать штрафов

Амирова Жанна
Редактор Finratings.kz

Погасить задолженность в МФО можно без штрафов и суда.

Фото: Shutterstock.com

С октября 2021 года в Казахстане был введен обязательный досудебный порядок урегулирования задолженности для банков и микрофинансовых организаций (МФО). Эти изменения направлены на защиту прав заемщиков и упрощение процедуры погашения просроченных платежей. О том, какие шаги нужно предпринять при возникновении задолженности перед МФО, передает Finratings.kz со ссылкой на Fingramota.kz.

Уведомление о возникновении просрочки

Согласно законодательству, банки и МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение десяти календарных дней с момента ее наступления. Ранее срок уведомления составлял 20 дней, но с июня прошлого года он был сокращен для повышения оперативности взаимодействия с клиентами.

В уведомлении должны быть указаны:

  • Размер просроченной задолженности.
  • Обязанность заемщика погасить задолженность.
  • Возможные последствия невыполнения обязательств по кредиту или микрозайму.

Важно! Если вы сменили место жительства или номер телефона, обязательно сообщите об этом своему кредитному менеджеру. Это поможет избежать ситуации, когда вы можете не получить важную информацию от кредитора.

Права заемщика: как договориться с кредитором?

Заемщик имеет право обратиться в банк или МФО с просьбой о реструктуризации долга в течение 30 календарных дней с момента просрочки. Заявление можно подать как в письменной форме, так и через цифровые сервисы, указанные в кредитном договоре.

Также заемщик может:

  • Обратиться за урегулированием задолженности в любое удобное время, а не только в дату возникновения просрочки.
  • Подать заявление о внесении изменений в условия кредита через мобильное приложение банка или МФО.

Совет: обязательно фиксируйте факт обращения к кредитору, это защитит вас в случае спорных ситуаций.

Как правильно составить заявление на реструктуризацию?

В заявлении необходимо указать:

  • Причину возникновения просрочки: потеря работы, снижение доходов, серьезное заболевание, декретный отпуск или непредвиденные обстоятельства (пожар, кража имущества и т. д.). Причины необходимо подтвердить документально.
  • Предложенные варианты реструктуризации (например, изменение графика платежей). Это поможет обсудить с кредитором более удобные условия погашения долга.

Кредитор обязан рассмотреть заявление и предоставить ответ в течение 15 календарных дней. Если в течение 30 дней с момента получения предложения по изменению условий кредитования стороны не достигнут соглашения, это будет считаться отказом в урегулировании.

Новые ограничения для банков и МФО

Ранее некоторые банки и МФО требовали от заемщиков внесения частичного платежа (до 20-30% от суммы задолженности) для рассмотрения вопроса о реструктуризации. Теперь эта практика запрещена.

Согласно новым требованиям, кредиторы не имеют права требовать от заемщика единовременного погашения задолженности или ее части для начала процедуры реструктуризации. Это упрощает процесс урегулирования задолженности и снижает финансовую нагрузку на заемщика.

Что нужно учитывать?

В уведомлении о возникновении просрочки должны быть указаны:

  • Общая сумма задолженности по основному долгу.
  • Начисленное вознаграждение (проценты).
  • Сумма неустойки (пени) за несвоевременное выполнение обязательств по кредиту.

Если у вас возникли финансовые трудности, не затягивайте с решением вопроса – обращайтесь к кредитору для обсуждения возможных вариантов реструктуризации.

Новости партнеров