Антикоррупционная служба Карагандинской области обнаружила серьезные нарушения при строительстве автодороги "Караганда-Шахтинск-Есенгельды-Кайнар-Нура".
По данным специалистов Национального центра качества дорожных активов, покрытие трассы не соответствует стандартам, а выявленные дефекты до сих пор официально не устранены. При этом местные власти утверждают, что все недочеты были исправлены еще два года назад.
Инженеры Национального центра качества дорожных активов еще в 2023 году зафиксировали нарушения уплотнения асфальтобетонной смеси и водонасыщения дорожного полотна. Однако подрядчик не обращался за повторной экспертизой, а сам объект до сих пор числится в системе Kazdrotlayp как не соответствующий стандартам.
"Выявлены были два нарушения: по уплотнению асфальтобетонной смеси и водонасыщению. Подрядчик не предоставил нам метод устранения или план мероприятий. В программе Kazdrotlayp этот участок до сих пор числится как несоответствующий", — сообщил заведующий лабораторией филиала Национального центра качества дорожных активов Алексей Райлян.
Несмотря на замечания специалистов, местные власти официально приняли объект. Однако экспертизу после устранения дефектов проводил не Национальный центр качества, а другая компания — Центр "Геаналит", у которой в 2024 году антикоррупционная служба отозвала лицензию.
"Мы обратились в независимую фирму, потому что подрядчики не успевали в срок. Если бы повторная экспертиза проводилась в Центре качества, это заняло бы около месяца, и они не смогли бы сдать объект вовремя. Подрядчики сразу представили документы о том, что все нарушения устранены", — пояснила пресс-секретарь управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Карагандинской области Аксауле Сейлхан.
Этот случай — не единичный. При изучении качества дорожных работ мониторинговая группа выявила дефекты и на трассе "Караганда-Балхаш". Оказалось, что при реконструкции использовали щебень, не соответствующий ГОСТу, из-за чего пришлось задержать сдачу объекта.
Казахстанцы возмущены качеством дорог и требуют усилить контроль за использованием бюджетных средств. В 2024 году на ремонт областных трасс было выделено 39 миллиардов тенге, еще 17 миллиардов потратили на реконструкцию дорог в Караганде. Специалисты обещают, что мониторинг качества дорожных работ продолжится в 2025 году.
Жители региона надеются, что новые проверки помогут остановить схемы, в которых государственные деньги "закатываются в асфальт" без гарантий качества.