Таджикистан полностью запретил самокаты. Что в Казахстане?

Эксперт, редактор Finratings.kz
Коллаж FR

В столице Таджикистана запретили электросамокаты до 2030 года из-за роста ДТП. Рассказываем, почему это важно для Казахстана, где проблема стоит не менее остро.

Власти Душанбе приняли радикальное решение: до 2030 года в столице Таджикистана полностью запрещено движение электросамокатов и скутеров. Этот шаг, вызванный ростом аварийности, поднимает острый вопрос для Казахстана, где проблема «самокатного беспредела» остается нерешенной.

Решение маджлиса (собрания) народных депутатов Душанбе стало ответом на многочисленные жалобы граждан и тревожную статистику ДТП. Разбираемся, что происходит у соседей и какие уроки из этого может извлечь Казахстан.

Почему Душанбе пошел на крайние меры

Причина запрета — резкий рост аварий и отсутствие инфраструктуры. По данным милиции города, только с начала 2025 года в Душанбе произошло 26 ДТП с участием электросамокатов, в которых 3 человека погибли и 24 получили ранения.

Власти пояснили, что запрет является временной мерой «до создания необходимой инфраструктуры для безопасной эксплуатации». Цель — защитить всех участников дорожного движения и упорядочить хаотичное использование микромобильного транспорта.

Ситуация в Казахстане: цифры и факты

Проблема в Казахстане не менее серьезна. За январь-август 2025 года в стране зафиксировано 153 ДТП с участием электросамокатов, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В авариях пострадали 173 человека, половина из которых — несовершеннолетние.

  • Антилидеры по ДТП: Алматы (79 случаев) и Астана (38 случаев).
  • Нарушения: Только с начала года полиция пресекла около 29 тысяч нарушений ПДД со стороны самокатчиков.

Несмотря на это, власти Казахстана пока идут по пути ужесточения правил, а не полного запрета.

Что уже делают и планируют в Казахстане

В Казахстане активно обсуждается новый законопроект, который может серьезно изменить правила игры:

  • Запрет на движение по тротуарам: Это ключевая поправка, рассматриваемая в Мажилисе.
  • Усиление контроля: После критики Президента Касым-Жомарта Токаева полиция активизировала рейды, а в Алматы начали внедрять специальные парковки.
  • Ответственность кикшеринга: Законопроект также предлагает наделить акиматы правом устанавливать правила для сервисов аренды самокатов.

Что это значит для вас

  1. Для пешеходов: Запрет в Душанбе — это прецедент, показывающий, что власти могут пойти на кардинальные меры ради безопасности. В Казахстане пока обсуждается менее строгий вариант — полный запрет езды по тротуарам, что уже станет большим облегчением для пешеходов.
  2. Для владельцев самокатов: Ситуация в Душанбе — сигнал о том, что игнорирование правил дорожного движения ведет к ужесточению законодательства. В Казахстане обсуждается введение новых штрафов и правил, поэтому стоит внимательнее относиться к требованиям ПДД (скоростной режим, езда в шлеме, запрет на перевозку пассажиров).
  3. Для рынка кикшеринга: Опыт соседей показывает, что без создания безопасной инфраструктуры (велодорожки, отдельные полосы) и тесного сотрудничества с властями бизнес по аренде самокатов находится в зоне риска. Будущее этого рынка в Казахстане напрямую зависит от того, смогут ли компании и власти найти компромисс.

Материал носит информационный характер и не является индивидуальной юридической или финансовой рекомендацией.

Новости партнеров