От аварий на ТЭЦ и миллиардных госзаказов — до люксовых бутиков и скандального форума Be Woman.
Журналист Дмитрий Шишкин опубликовал подробный разбор активов семьи известного казахстанского бизнесмена Сергея Кана и его супруги Жанны Канв своем Telegram-канале Shishkin_like, передает Finratings.kz.
После громкого форума Be Woman, на котором прозвучали неоднозначные высказывания и выступления иностранных гостей, внимание общественности переключилось на его организатора — предпринимательницу Жанну Кан.
Она известна не только своими проектами в fashion-индустрии, но и связями с крупным бизнесом мужа — олигарха Сергея Кана, состояние которого Forbes Kazakhstan в 2025 году оценил в 470 млн долларов.
Ключевой актив бизнесмена — АО «Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация» (ЦАЭК), контролирующая энергоснабжение в Павлодарской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях.
Через ЦАЭК Кан и его давний партнёр Александр Клебанов владеют предприятиями «Павлодарэнерго», «Севказэнерго», «Экибастузтеплоэнерго», «Павлодарские тепловые сети» и другими структурами.
Компании корпорации нередко фигурируют в новостях из-за долгов перед государством и проблем с поставками тепла и электроэнергии. Самый громкий случай — авария в Экибастузе зимой 2022 года, когда часть города осталась без отопления в 30-градусный мороз.
Кроме энергетики, Сергей Кан владеет рядом крупных активов в сфере туризма и нефтесервиса.
Через ТОО Solis Ltd. он является совладельцем пятизвездочного Rixos Almaty.
В нефтегазовой сфере Кан контролирует АО «Казахский институт нефти и газа» (КИНГ), АО «Каспиймунайгаз» и другие инжиниринговые компании с совокупными налоговыми отчислениями свыше 30 млрд тенге.
Через АО «Circle Maritime Invest» (совместно с Яковом Клебановым) предприниматель владеет флотом и морской инфраструктурой на Каспии.
Жанна Кан построила собственный бизнес в сегменте люксовой моды и аксессуаров.
Её компании представляют в Казахстане бренды Damiani, La Perla, Bee Goddess, Carrera y Carrera, а также выпускают собственную линию одежды Zardozi.
Бутики семьи располагаются в Esentai Mall, Rixos Almaty, Talan Gallery и Rixos Khadisha Shymkent. В 2024 году она открыла мультибрендовый бутик Constella в Ташкенте.
Также Кан владеет Zhanna Kan Group — онлайн-маркетплейсом luxury-сегмента и Alto Networking Club, организующим женский форум Be Woman, оказавшийся в центре недавнего скандала.
Брат бизнесмена, Виталий Кан, контролирует билетную систему ONAY, действующую в Алматы, Караганде и Сарани.
Через связанные структуры Кан владеет заводом Qaztehna, выпускающим автобусы и спецтехнику, а также Транспортным холдингом Алматы.
К бизнесу семьи также подключился сын Сергея и Жанны — Илья Кан, участвующий в нескольких транспортных и инвестиционных компаниях.
Разбор Дмитрия Шишкина показывает, что семья Кан создала одну из самых масштабных и диверсифицированных бизнес-структур Казахстана — от энергетики и морских перевозок до фэшн-индустрии и цифровых сервисов.
Однако за громкими успехами стоят многомиллиардные долги предприятий, постоянные скандалы в общественной сфере и вопросы к социальной ответственности бизнеса.