Контрабанда российского зерна обваливает цены на пшеницу в Казахстане

Эксперт, редактор Finratings.kz
Фото: pixabay

Зерновой Союз требует остановить контрабанду дешевого зерна из Сибири, которая рушит внутренние цены.

В Казахстане вновь поднят вопрос о введении запрета на ввоз российского зерна автотранспортом, сообщает APK-News.kz. По данным Зернового Союза, в последние месяцы объемы нелегального ввоза зерна резко выросли, особенно в Восточном Казахстане, Костанайской и Северо-Казахстанской областях.

«По документам указывают 18 тонн, а фактически провозят до 40 тонн. Расчеты идут наличными. В Сибири цены рухнули — элеваторы переполнены, поэтому зерно распродают прямо “с колес”», — рассказал представитель Зернового Союза Евгений Карабанов.

По словам эксперта, цены на пшеницу в Сибири продолжают падать из-за низкого спроса, отсутствия господдержки и субсидий на транспортировку. Российским фермерам невыгодно везти зерно в центральные регионы страны, поэтому они активно сбывают продукцию в Казахстан по демпинговым ценам.

«Контрабанда началась еще в августе и сейчас набирает обороты. Это сбивает цены на внутреннем рынке. Мы считаем, что нужно срочно вводить запрет на ввоз зерна автотранспортом — хотя бы до установки систем весового контроля на границе», — подчеркнул Карабанов.

В Зерновом Союзе предлагают оборудовать по 2–3 пункта весового контроля в каждой области и обязать перевозчиков пользоваться только ими.

Однако в Национальной ассоциации экспортеров KazGrain считают, что запрет не решит проблему. По словам главы организации Зейноллы Абдуманапова, необходимо прежде всего навести порядок на границе.

«Мы уже 6–7 лет не можем установить весы для контроля импорта. Кроме того, часть фермеров оформляют российское зерно как казахстанское. Бывают случаи, когда и местные чиновники закрывают глаза и пропускают машины», — отметил он.

По мнению Абдуманапова, бороться с контрабандой нужно системно — через жесткий контроль, цифровизацию учета и прозрачность торговли, а не очередными временными ограничениями.

«Если решать вопрос только запретами, это замкнутый круг. Сегодня остановим — завтра снова повезут», — подытожил эксперт.

Новости партнеров