Рост экспорта +39%, но порты стоят: как погода вмешалась в зерновую логику Казахстана

Журналист Finratings
Фото: pixabay

Из-за штормов в Каспии и обмеления причалов отгрузка в порты временно сокращается: перевозчики перенастраивают графики.

В октябре 2025 года Казахстан столкнулся с серьёзными сложностями в экспорте зерна через каспийские порты. По данным КТЖ, из-за неблагоприятных погодных условий порты были закрыты для судов 11 дней — на два дня больше, чем в аналогичном месяце прошлого года, передает Finratings.kz.

Из-за дождей, штормов и ветров терминалы не могли работать в полном объёме и своевременно выгружать железнодорожные составы. Чтобы не допустить заторов на путях и снижения пропускной способности инфраструктуры, КТЖ временно ограничила отгрузку зерна в направлении портов Каспия.

Дополнительной проблемой стал низкий уровень воды у причалов порта Актау — около 3,5 метра, что ограничивает загрузку судов и снижает эффективность перевалки. В компании отмечают, что без оперативных мер существует риск «обездвиживания» вагонов-зерновозов в период пиковых перевозок. Поэтому отгрузка регулируется в зависимости от фрахта судов и текущей ситуации в портах.

Несмотря на временные сложности, железнодорожные перевозки зерна за десять месяцев 2025 года демонстрируют уверенный рост. Общий объём составил 11,2 млн тонн, что на 38% больше, чем годом ранее. Из этого объёма 8,45 млн тонн направлено на экспорт (+39%), а внутренние перевозки выросли на 34%.

Особенно заметно увеличились поставки зерна в Иран — в два раза, до 773 тыс. тонн.

В КТЖ подчеркнули, что компания продолжает обеспечивать экспортные перевозки без ущерба для других направлений и находится в постоянной координации с портами, трейдерами и терминалами, чтобы стабилизировать ситуацию.

Новости партнеров