«Прибыльнее, чем наркоторговля»: экономист назвал истинных виновников инфляции в Казахстане

Эксперт, редактор Finratings.kz
Коллаж FR

Экономист Эльдар Шамсутдинов в подкасте «Что по деньгам?» объяснил, почему банки Казахстана зарабатывают больше мировых гигантов и как госпомощь 2016 года разогнала инфляцию в стране.

Казахстанцы привыкли винить в инфляции государственные расходы и внешние факторы. Однако экономист Эльдар Шамсутдинов в эфире YouTube-канала «Что по деньгам?» озвучил иную версию. По его мнению, главным выгодоприобретателем экономического роста и основным драйвером инфляции стал банковский сектор, чьи доходы за последние годы выросли в разы благодаря «длинным и дешевым» государственным деньгам.

Эксперт привел данные, согласно которым казахстанские банки по эффективности и маржинальности обгоняют крупнейшие финансовые институты мира, такие как JP Morgan.

Рост доходов: от 700 миллиардов до триллионов

Эльдар Шамсутдинов проанализировал агрегированные показатели топ-5 банков Казахстана начиная с 2016 года — периода, когда государство начало активно спасать финансовый сектор.

Динамика роста выручки оказалась впечатляющей:

  • 2016 год: около 700 млрд тенге.
  • 2023 год: 3,5–3,8 трлн тенге.

«Мне кажется, даже наркоторговля и торговля оружием не приносит таких денег», — эмоционально отметил экономист, подчеркивая масштаб сверхприбылей.

По его словам, банковский сектор уже почти 10 лет приватизирует прибыль от экономического роста и государственных субсидий. Формально банки не являются прямыми получателями всех дотаций, но косвенно именно они аккумулируют эту ликвидность.

«Круче, чем JP Morgan»

Эксперт сравнил показатели отечественных фининститутов с мировым эталоном — американским банком JP Morgan.

  • JP Morgan: Cost-to-Income (отношение расходов к доходам) составляет около 56%, а чистая процентная маржа (NIM) — в районе 3,5%.
  • Казахстанские банки: Демонстрируют куда более высокую эффективность и маржинальность.

«Наши казахстанские банки – это бенчмарк для всех банков мира. Лучше практически нет, ну, наверное, где-то в Уганде только есть», — иронизирует Шамсутдинов.

Откуда взялась инфляция: эхо 2016 года

Корень проблемы эксперт видит в событиях 2016 года, когда после проверки качества активов (AQR) государство решило «очистить» балансы банков от плохих кредитов и залило в сектор огромные объемы ликвидности.

Государство предоставило банкам помощь на очень выгодных условиях — «длинные и дешевые» деньги, которые не стали забирать обратно или пересматривать условия их выдачи, несмотря на изменение экономической ситуации.

«А мы такие вот честные, справедливые решили: ну, раз пообещали, идем до конца. (...) И до конца просто создали себе бешеную инфляцию, потому что банковский сектор – это один из лучших денежных мультипликаторов», — пояснил экономист.

Банки, получив доступ к дешевому фондированию, мультиплицировали эту денежную массу в экономике, что и стало мощным драйвером роста цен, за который в итоге расплачиваются простые потребители.

Что это значит для вас

  1. Инфляция носит структурный характер. Рост цен в магазинах — это не только следствие дорогих продуктов или логистики, но и результат того, как устроена финансовая система страны, где банки генерируют сверхдоходы.
  2. Кредиты остаются дорогими. Высокая маржинальность банков означает, что разрыв между ставками по депозитам и кредитам остается большим, обеспечивая сектору рекордную прибыль за счет клиентов.
  3. Госпомощь имеет цену. Деньги, выделенные на спасение банков 9 лет назад, продолжают влиять на экономику сегодня, разгоняя инфляционные процессы.

Материал носит информационный характер и основан на мнении эксперта, озвученном в публичном пространстве.

Новости партнеров