Бизнес спешно пересматривает расчеты.
Экспортеры зерна Казахстана столкнулись с неприятным сюрпризом – с 7 марта КТЖ поднимает тарифы на грузоперевозки. Бизнес спешно пересматривает условия контрактов, а аграрии опасаются серьезных убытков, передает Finratings.kz со ссылкой на Inbusiness.
Уведомления о повышении расценок на перевозку зерна, угля, руды и удобрений компании начали получать в начале марта. В документе говорится, что индексация связана с необходимостью модернизации железнодорожной инфраструктуры и увеличения пропускной способности сети. В основе решения – протокол госкомиссии по модернизации экономики, датированный ноябрем 2024 года.
«Мы столкнулись с ситуацией, когда контракты буквально горят. Нужно срочно отправлять грузы по старым тарифам, иначе все расчеты придется пересматривать. Затраты могут вырасти на 12 долларов за тонну, а кто их покроет – пока неясно», – комментируют ситуацию представители аграрного сектора.
Для рынка последствия могут быть серьезными. Например, стоимость перевозки одного вагона с зерном из северных регионов Казахстана в Узбекистан поднимется с 500 тысяч до 1 миллиона тенге. Если покупатели не согласятся покрыть разницу, трейдерам придется давить на фермеров, добиваясь снижения закупочных цен на зерно.
Аграрии требуют вмешательства властей, но времени критически мало. До 7 марта – всего несколько дней.
«Такое внезапное повышение – это удар по экспорту. Бизнес не сможет выполнить обязательства, а значит, нас ждут штрафы и разрыв контрактов», – обсуждают ситуацию в профильных сообществах.
Более того, по информации отраслевых источников, уже с 10 апреля КТЖ собирается поднять предельные тарифы на грузовые перевозки и локомотивную тягу. По предварительным данным, рост составит 35%.