Резкое изменение тарифной политики может спровоцировать целую цепочку проблем.
Национальная железнодорожная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) объявила о резком повышении тарифов на услуги магистральных железнодорожных сетей – это может привести к серьезным экономическим последствиям, передает Finratings.kz со ссылкой на Caravan.
По уведомлению, направленному ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» в Комитет по регулированию естественных монополий, ставки на перевозку ряда ключевых грузов вырастут почти вдвое. Среди них каменный уголь, зерновые, металлы, удобрения и химикаты — критически важные позиции для внутреннего рынка и экспорта.
Технически повышение реализуется через отмену понижающего коэффициента, который действовал с 2015 года. В результате стоимость транспортировки угля возрастет с 655 до 1087 тенге за тонну, зерна и муки — с 741 до 1229 тенге, удобрений — с 1018 до 1689 тенге. Подорожание неизбежно отразится на конечной стоимости товаров, а значит, потребители ощутят его на себе.
Влияние новых тарифов наиболее ощутимо скажется на производстве муки и круп. Например, если раньше стоимость перевозки вагона муки из Петропавловска в Сарыагаш составляла 396,7 тыс. тенге (с учетом порожнего возврата), то после повышения тарифов эта сумма увеличится до 768,6 тыс. тенге. Разница — 372 тыс. тенге на один вагон – удорожание почти в два раза. Это неизбежно скажется на рентабельности перерабатывающих предприятий и сделает казахстанскую продукцию неконкурентоспособной на экспортных рынках.
Как отмечает коммерческий директор компании «СевЕсильЗерно» Таисия Коллегова, такое резкое изменение тарифной политики может спровоцировать целую цепочку проблем. Заводы по переработке зерна столкнутся с перебоями в работе, на внутреннем рынке возникнет избыток продукции, что приведет к падению цен. Фермеры, потеряв рентабельность, могут отказаться от посевов, что в перспективе создаст дефицит гречки и других зерновых культур.
Редакция Finratings.kz обратилась в пресс-службу КТЖ за комментарием.