Казахстанский ритейл: разумное потребление и рост локальных форматов

Асель Каженова
Редактор Finratings.kz
Фото: Stock

Недавний аналитический обзор INFOLine «Рынок ритейла Казахстана: итоги 2024 и вызовы 2025» продемонстрировал ключевые тренды розничного рынка Казахстана.

На первый план вышли новые форматы: возрос интерес к дискаунтерам и локальным брендам. Таким образом розничный рынок Казахстана реагирует на глобальные экономические вызовы и инфляционное давление, передает Finratings.kz.

Финансовый эксперт Талгат Игликов поделился своим видением нынешней ситуации на рынке:

«Действительно, из-за инфляции поведение потребителей заметно изменилось. Казахстанцы стали чаще делать выбор в пользу простых и необходимых товаров, искать выгодные предложения и покупать ближе к дому. В результате крупные гипермаркеты теряют долю рынка, уступая место компактным форматам и дискаунтерам».

Кто растет быстрее всех

По данным аналитического агентства INFOLine, в число самых динамично развивающихся розничных сетей Казахстана вошли Fix Price, My Mart, «Светофор», «Меломан», Defacto, Zeta и Adidas.

Fix Price, Светофор и My Mart представляют сегмент жестких дискаунтеров, что отражает динамику изменения предпочтений потребителей: покупатели становятся все более рациональными в выборе товаров и хотят более четко прогнозировать расходы. 

Пример успешного локального ритейла

Присутствие Adidas в списке свидетельствует о растущем интересе казахстанцев к спорту и активному образу жизни, а также об эффективном развитии e-commerce направления бренда.

Возросший интерес к локальным брендам и небольшим магазинам недалеко от дома подтверждает сдвиг в сторону рационального потребления и усиление запросов на доступность и гибкость. 

Что говорят эксперты

На бизнес-встрече, организованной INFOLine и Yandex Retail Tech в Алматы, генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков отметил:

«В ближайшей перспективе конкуренция на рынке усилится. Поэтому всем нужно всерьез задуматься об эффективности своих стратегий и бизнес-моделей, об усилении конкурентных преимуществ, направленных на победу в этой очень непростой битве».

Федяков также подчеркнул, что по итогам 2024 года Казахстан вошел в ТОП-10 стран по росту розничного товарооборота среди стран СНГ и ближнего зарубежья.

Что дальше

Спрос на дискаунтеры и магазины у дома в ближайшее время продолжит расти. На рынке усилится роль локальных брендов, маркетплейсы будут развиваться, но и традиционные розничные магазины будут сохранять влияние. Победителями станут те, кто сможет предложить покупателю выгодные условия, удобство и качественный сервис.