Депутаты мажилиса выступили против нового законопроекта.
В Мажилисе прошло обсуждение поправки к законопроекту, который предусматривает передачу части функций государственного контроля в сфере автомобильных пассажирских перевозок на саморегулирование, передает Finratings.kz.
Министр транспорта Марат Карабаев, выступая 3 февраля 2025 года на заседании в Мажилисе, подчеркнул, что предложенные изменения в законодательстве помогут наладить порядок в сфере пассажирских перевозок.
«В рамках нового подхода саморегулируемые организации смогут самостоятельно решать ряд важнейших вопросов, таких как тарифообразование, соблюдение режима труда водителей, регулярный технический осмотр автомобилей и обеспечение общей безопасности перевозок. Одной из ключевых целей данных изменений является повышение прозрачности в ценообразовании агрегаторов такси, а также создание равных условий для всех участников рынка», – пояснил глава ведомства.
Однако в ходе обсуждения многие депутаты выразили серьезные сомнения по поводу эффективности саморегулируемых организаций.
«Считаем, что такие объединения, не обладая достаточными ресурсами и полномочиями, не смогут эффективно обеспечивать безопасность дорожного движения. К тому же, передача таких значительных функций ограниченному числу частных организаций может повлечь за собой риски монополизации рынка, ценового сговора и усиления финансовой нагрузки на более чем 500 тысяч таксистов, для которых эта профессия является основным источником дохода», – заявили мажилисмены.
Спикер Мажилиса Ерлан Кошанов отметил, что проблема регулирования пассажирских перевозок требует нового подхода, учитывая большое количество нерешенных вопросов в этой области. Он подчеркнул, что предложенные министерством меры в целом понятны, но необходимо избежать ослабления контроля за безопасностью дорожного движения со стороны государства. Кошанов также добавил, что в закон должны быть четко прописаны обязательства по обеспечению безопасности пассажиров, включая обязательное страхование их жизни.
«Стремление к саморегулированию не должно негативно сказаться на заработках таксистов. Все нововведения должны быть ориентированы на мнения работников этой сферы, а также на оптимизацию подходов для исключения социальных напряжений», – отметил Кошанов.
Кроме того, он предложил министерству транспорта провести пилотное тестирование работы саморегулируемых организаций, чтобы на основе полученных данных выработать более точные и эффективные подходы для дальнейших реформ в этой области.
Депутаты также обратились к вице-министру внутренних дел Игорю Лепехе с просьбой обратить внимание на распространение ложной информации, вводящей в заблуждение граждан. В частности, речь шла о слухах относительно введения штрафов за прогрев автомобиля более пяти минут.
Представитель МВД развеял эти слухи. По его словам, полиция привлекает к ответственности только в тех случаях, когда остановка с работающим двигателем создает неудобства для жителей населенного пункта.