СДЭК и Яндекс. Еда: казахстанцы проверяют, откуда их данные утекли в Сеть

Автомобильный эксперт, редактор Finratings.kz
Фото: pixabay.com

Ранее в Сеть утекли данные 16 млн казахстанцев

После новостей о массовой утчеке персональных данных казахстанцы начали проверять, откуда же их данные утекли в Сеть. Своим опытом они делятся в соцсетях, передает Finratings.kz.

Через какие сервисы утекают личные данные 

Как рассказала в соцсети Threads руководитель TechnoWomen Karaganda Лаура Досымбекова, она решила прверить свои данные через eGov Mobile и выяснила, что информация о ней утекла через СДЭК и "Спортмастер" ещё в апреле 2023.

"Просто оформила дисконтую карту — и всё, хакеры уже получили данные.Сейчас реально любой онлайн-магазин — риск. Телефон, ИИН, адрес — уходит в сеть в два клика", - отметила Досымбекова. 

В комментариях пользователи пишут, что тоже проверили свои личные кабинеты в eGov Mobile. Как оказалось, их данные утекли в Сеть через магазины “Леруа Мерлен”, “Спортмастер”, “Буквоед”, а также через сервис доставки ”Яндекс. Еда”. 

Как защитить свои данные 

Как сообщается на портале eGov, утечки персональных данных случаются регулярно. Мошенники постоянно придумывают новые способы наживиться, поэтому казахстанцам следует быть бдительными.
Чтобы не стать жертвой мошенников, специалисты советуют придерживаться следующих правил:

  • Никому не сообщайте полные реквизиты своей карты и не выкладывайте ее фотографии в сети и не передавайте в мессенджерах даже хорошо знакомым вам людям. Если кто-то хочет перевести вам деньги, обычно в Казахстане ему нужен только номер карты или просто ваш номер телефона;
  • Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
  • Не публикуйте свои личные и банковские данные в интернете, не теряйте из виду свою карту при проведении платежей в кафе/ресторане;
  • Воздержитесь от участия в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется вводить персональную информацию либо финансовые реквизиты;
  • Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину и внимательно проверьте написание сайта в адресной строке, он должен начинается с HTTPS и символа закрытого замка;
  • Заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в Интернете. Пополняйте ее только непосредственно перед проведением покупки;
  • Подключите сервис SMS/Push уведомлений, чтобы оперативно получать данные транзакций по вашим картам;
  • Внимательно читайте содержимое СМС/Push сообщений, если пришло сообщение об операции, которую Вы не совершали – не вводите пароль и оперативно позвоните в банк;
  • Никогда не вводите пароль для отмены или аннулирования операций – такие запросы формируют только мошенники;
  • Используйте возможности биометрической идентификации если ваши мобильные устройства или финансовые сервисы предлагают такую возможность;
  • Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или сообщили их по ошибке мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты.

 Что делать, если утечка уже произошла

Специалисты отмечают, что, даже если утечка уже произошла, без вашей помощи мошенники не смогут воспользоваться вашими персональными данными – они им нужны, скорее, для того, чтобы заставить вас обманом оформить на себя кредит или перевести деньги на чужой счет. Согласно статистике, около 95% всех мошенничеств с банковскими картами происходят, когда пользователи под психологическим давлением самостоятельно раскрывают злоумышленникам недостающую информацию: коды из СМС, CVV-коды и срок действия карты, кодовое слово и пароли от личного кабинета. Таким образом, люди лишаются сбережений из-за собственной доверчивости, а не потому, что их счета взломали хакеры.

Тем не менее, если ваши данные утекли в Сеть, вы можете обратиться в Комитет по информационной безопасности. На сайте МЦРИАП указано, что для защиты своих данных и предотвращения негативных последствий рекомендуется обращаться письменно или через e-Otinish. Для этого необходимо предоставить следующие материалы:

  1. ФИО, контакты заявителя;
  2. описание ситуации, при которой допущено нарушение;
  3. период и сроки совершения нарушения;
  4. достоверные материалы, подтверждающие нарушение;
  5. лицо/наименование организации, допустившее нарушение.

Анонимные обращения и обращения, не содержащие достаточных данных, не рассматриваются, предупреждают в министерстве.