Кредиты подорожают? ​Банкам придется платить за доступ к данным казахстанцев

Автомобильный эксперт, редактор Finratings.kz
Фото: pixabay.com

У персональных данных казахстанцев появился "монополист"

Для банков и финтех-компаний доступ к государственным базам данных станет платным - единым оператором назначена квазигосударственная компания АО "НИТ". Это может сказаться на стоимость услуг банков для казахстанцев, передает Finratings.kz со ссылкой на inbusiness.kz.

Что изменилось

Из-за развития технологий в последние годы банки в Казахстане, да и во всем мире, стали не просто финансовыми организациями, а полноценными цифровыми платформами. Банковские приложения позволяют не только переводить деньги, но и получать доступ к социальным выплатам, налоговым сервисам, регистрации недвижимости и даже оформлению пособий.

Для этого банкам необходим доступ к цифровым государственным базам данных граждан, но теперь за это им придется платить.

Как пишет издание, с апреля этого года банки начали получать требования о заключении договоров на платный доступ к государственным базам данных через АО "НИТ".

Как отреагировали на это в самих банках

В Ассоциации финансистов Казахстана отмечают, что конкретные тарифы пока неизвестны, но они не были согласованы с Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК). Финансисты с нововведениями не согласны.

"Эти данные создаются и поддерживаются за счет налогоплательщиков, включая сами банки. Следовательно, доступ к ним — это не коммерческая услуга, а часть инфраструктуры, предназначенной для обеспечения общественных интересов. Финансовые институты не используют данные в коммерческих целях. Они помогают государству реализовывать его же функции: идентификация граждан, цифровая выдача пособий, налоговые платежи и оформление прав собственности", - заявили в ассоциации.

В АФК считают, что такой подход к базам данных казахстанцев превращает госсферу в бизнес-услугу, а это противоречат духу цифрового государства.

Чем может обернуться такой подход

В ассоциации предупреждают, что если тарифы будут разными, это создаст серьезные риски для всей банковской отрасли:

  • Для небольших банков цифровизация станет экономически нецелесообразной.
  • Усилится монополизация и ослабнет конкуренция.
  • Пострадают клиенты: сократится выбор сервисов, возрастут сроки получения услуг, а цифровая инклюзия, наоборот, снизится.

В Ассоциации финансистов Казахстана также подчёркивают, что такая практика противоречит противоречит международным стандартам, поскольку в странах с развитой цифровой экономикой банки спокойно и бесплатно получают доступ к госданным.

К примеру, в Европейском союзе благодаря регламенту eIDAS банки свободно используют национальные системы цифровой идентификации. В Сингапуре система MyInfo позволяет банкам за секунды открывать счета и выдавать кредиты без бумажной волокиты. А в Швеции государственная система BankID, созданная в партнерстве с банками, обеспечивает полный цифровой доступ к госуслугам без дополнительной платы.

Как это скажется на казахстанцах

Самое важное, на что обращают внимание в АФК, – в перспективе расходы на доступ к базам данным могут лечь и на плечи самих казахстанцев. Хотя в ассоциации и отмечают, что пока банки официально не рассматривают возможность перекладывания новых расходов на клиентов, так как сами не согласны с платным доступом к данным, которые им необходимы по закону. Однако в случае ограничения или полного прекращения доступа последствия ощутит каждый казахстанец.

"Если доступ к базам будет закрыт или ограничен, клиенты, безусловно, столкнутся с серьезными неудобствами", — подчеркивают в АФК.

Помимо подорожания услуг, банки могут вернуться к устаревшей практике: бумажные справки, личные визиты в госорганы, увеличение сроков оформления пособий и других процедур, которые сегодня легко и быстро решаются через смартфон.

Как пишет издание, банковское сообщество призывает государство пересмотреть подход и вернуться к принципу справедливого и партнерского взаимодействия. Пока же вопрос остается открытым.

Новости партнеров