Пенсионеры в зоне риска: как их обманывают в Казахстане

Эксперт, редактор Finratings.kz
Фото: biznesinfo.pl

Пожилые казахстанцы все чаще становятся жертвами мошенников: представляются внуками, сотрудниками банка, обещают компенсации. Как работают схемы и как защитить близких?

Схемы стары как мир, но все еще работают. Почему пенсионеры продолжают верить аферистам, и как защитить своих близких – Finratings.kz разбирался вместе АРРФР

«Я поверила, потому что он представился внуком…» – такие истории в агентстве по регулированию и развитию финансового рынка слышат регулярно. Пенсионеры в Казахстане остаются самой уязвимой группой – и мошенники это прекрасно знают.

Kaк разводят пожилых людей

Схемы не новые. Звонок на городской телефон – голос с дрожью на том конце:

«Бабушка, я попал в аварию… Нужны деньги, срочно!»

Или наоборот – звонят якобы из банка:

«У вас подозрительная операция. Чтобы спасти деньги, переведите их на безопасный счет».

Иногда приходят CMC с «компенсацией» за лекарства, иногда предлагают «выгодные инвестиции». А кто-то просто просит установить программу и получает полный доступ к телефону жертвы.

Пожилые часто не умеют отличить фейк от правды. Они не читают сайты, не проверяют номера и боятся потерять сбережения. Аферисты пользуются этим – запугивают, торопят, надавливают.

Как защитить себя и близких

АРРФР советует:

  • Никогда не называть по телефону номер карты, CVV-код и коды из СМС – даже если звонит «банк»;
  • Не качать никакие программы по просьбе незнакомцев;
  • Всегда перезванивать в организацию по номеру с официального сайта;
  • Если рассказали о ДТП с родственником – не паниковать, сначала позвонить ему лично.

Что делать детям и внукам

  1. Объясняйте бабушкам и дедушкам, как работают мошенники;
  2. Устанавливайте антивирусы, настраивайте телефоны;
  3. Помогите запомнить простое правило: если просят деньги – лучше десять раз проверить, чем один раз потерять всt.

Поделитесь этой информацией с родителями – это может спасти их от беды.

Читайте также:

Новости партнеров