Доказать, что активы были выведены, сложно, а привлечь виновных к суду - еще сложнее.
Два года прошло с момента, когда в Казахстане запустили программу по возвращению в страну незаконно выведенных активов. К этому часу удалось вернуть лишь 785 млрд, хотя ранее заявлялось о 1 трлн тенге, передает Atameken Business.
Согласно опубликованной ранее официальной информации, за два года в бюджет Казахстана вернули больше триллиона тенге. Однако, как заявили в Генпрокуратуре, эта сумма лишь одобренных к возврату. На самом деле государство вернуло имущество и деньги на 785 млрд тенге, из них чуть более 160 миллиардов из-за рубежа. Около 700 млрд — наличными, остальные — дома, участки и драгоценности. Все средства поступают в спецфонд Минфина и направляются на школы, больницы и водоснабжение.
Глава аппарата комитета по возврату активов Мурат Тулегенов рассказал, уже одобрено финансирование 406 социальных проектов в регионах страны на сумму 318 млрд тенге. На эти деньги построят:
На сегодня, по словам Тулегенова, уже 16 социальных объектов уже завершены, из которых 15 - это медицинских, фельдшерско-акушерских пунктов, и один спортивный комплекс.
Помимо возвращённых активов те, кто попал "под карандаш" правительства, взяли на себя обязательства инвестировать в госпроекты 5 трлн тенге и еще 120 млрд тенге - на соцпроекты. Однако в правительстве не раскрывают имена этих меценатов, заявляя, что молчание — это защита бизнеса, который не только возвращает незаконно нажитое, но и вкладывает экономику страны.
По данным компании по управлению активами, в их распоряжении более 200 объектов: от гостиницы "Думан", приносящей 100 млн тенге в квартал, до украшений, часть которых продана с наценкой. Остальное — квартиры, коммерческая недвижимость, участки.
Экономист Сапарбай Жубаев считает, что реальные масштабы вывода средств гораздо больше. По его словам, из страны было выведено до 40 млрд долларов, а вернули лишь около 3 млрд долларов.
Доказать, что активы были выведены, сложно, а привлечь виновных к суду - еще сложнее. Порой активы прячут подальше — оформляя на жен, братьев и безработных родственников.
И хотя сегодня уже конфискованы сотни миллионов, квартиры, автомобили и даже электрокары, но сколько ещё скрытых миллиардов за границей — неизвестно. Но, как отмечают авторы, можно с уверенностью сказать, что без открытости, справедливости и уголовных дел этот процесс так и останется бухгалтерией без доверия.