Проект новых экоправил обсуждается в Минюсте. Под ограничения могут попасть более 300 тысяч машин.
В Алматы готовят проект, который может радикально изменить правила передвижения по городу — за езду на автомобиле планируют взимать плату, передает Finratings.kz со ссылкой на Kolesa.kz.
Проект документа о введении специальных экологических требований опубликован на общественное обсуждение в августе. Если его утвердят, весь мегаполис может стать зоной пониженных выбросов, а владельцам автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-5, придётся платить за въезд. Исключение сделают только для электромобилей.
По предварительным оценкам, под ограничения попадут около 300 тысяч автомобилей, то есть почти половина автопарка города. Если учитывать машины, въезжающие в Алматы из других регионов, количество затронутых владельцев может превысить полмиллиона.
Некоторым моделям, как сообщила исполнительный директор фонда Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова, и вовсе запретят передвижение по городу.
«Автомобили экокласса Евро-0 и Евро-1 практически не имеют шансов остаться на дорогах. Именно они дают наибольший вклад в загрязнение воздуха», — отметила она.
Что касается машин стандартов Евро-2 и Евро-3, вопрос их допуска пока остаётся открытым.
На этапе обсуждения рассматривались разные сценарии:
поэтапное введение ограничений — начиная с грузовиков и коммерческого транспорта;
введение абонементов — суточных и месячных.
Предварительно обсуждается суточная плата от 0,4 МРП (примерно 1730 тенге). Абонементы на месяц могут стоить дешевле, однако точные суммы пока не названы.
В акимате Алматы сообщили, что проект все еще находится на рассмотрении в Министерстве юстиции. Когда его утвердят (и утвердят ли вообще), пока неизвестно. Лишь после этого можно будет говорить о конкретных суммах и порядке оплаты.
Вокруг инициативы уже возникли юридические вопросы. Эксперты сомневаются, имеет ли город право самостоятельно вводить сборы за въезд.
Сейчас Минюст проверяет:
соответствует ли проект Экологическому кодексу;
может ли маслихат утверждать подобные нормы;
и законно ли ограничение на въезд автомобилей, которые формально соответствуют техническим требованиям Казахстана и международным регламентам.
Если проект все же утвердят, Алматы станет первым городом Казахстана, где за проезд по улицам на старом автомобиле придётся платить.