Российская таможня требует доплату за автомобили, ввезенные из Казахстана. Владельцам грозит аннулирование ЭПТС и суды.
Владельцы автомобилей, ввезенных из Казахстана, начали получать письма от российской таможни с требованием доплатить от 750 тысяч (5 млн тенге) до 3,5 миллиона рублей (235,9 млн тенге) за уже оформленные машины, передает Finratings.kz.
По данным Baza, речь идет о десятках тысяч автомобилей марок Hyundai, Kia, Skoda, собранных на казахстанских заводах и ввезенных в Россию в 2024–2025 годах по соглашениям ЕАЭС.
Весной 2024 года при ввозе машин владельцы платили сниженный утилизационный сбор – от 667 тысяч до 1,9 миллиона рублей. Тогда сбор принимался без вопросов. Но осенью 2025 года Федеральная таможенная служба (ФТС) внезапно изменила подход и заявила, что льготные ставки «не применимы к автомобилям, оформленным по импортным декларациям».
Теперь таможня требует доплатить миллионы или грозит аннулировать электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС).
«Это шок! Машина куплена, все налоги и сборы оплачены, а теперь через год требуют снова. Что это вообще?» – пишет один из владельцев на автофоруме.
В Архангельской области суд обязал нескольких граждан выплатить доначисленные суммы и пени. При этом Центральная акцизная таможня пока работает по старым правилам, но регионы уже начали массовые начисления.
Инициативная группа автомобилистов обратилась к Валентине Матвиенко с просьбой ввести мораторий на взыскания по автомобилям казахстанской сборки, ввезенным до октября 2025 года.
Власти Казахстана отказались комментировать ситуацию, заявив, что это «внутреннее дело России».
На местных автоплощадках уже опасаются, что новый виток конфликта собьет спрос на казахстанские авто, которые активно вывозили в Россию последние полтора года.
Ситуация накладывается на общие изменения в утилизационном сборе. С ноября в России вступает в силу новая прогрессивная шкала, где размер сбора зависит от мощности двигателя.
Теперь за популярные модели – Hyundai Palisade, Kia Carnival, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4 – придется заплатить сотни тысяч рублей, а за гибриды и электрокары – еще больше.
Для сравнения: раньше россияне платили всего 3–5 тысяч рублей за ввоз новых машин.
По оценке аналитиков, если новые правила сохранятся, стоимость растаможки машин из Казахстана выросла в 2–3 раза, а серый импорт через ЕАЭС может почти полностью остановиться.
Ранее сообщалось, что на трассе между Казахстаном и Россией десятки фур с электронками уже несколько недель не могут пройти границу.