Более 14 тысяч казахстанцев за 9 месяцев сменили имя, фамилию или отчество.
В Казахстане фиксируют всплеск смены фамилий, имён и отчеств: только за девять месяцев 2025 года этой услугой воспользовались более 14 тысяч человек. Лидерами по числу обращений стали Алматы и Астана, передает Finratings.kz.
Об этом сообщили в Telegram-канале госкорпорации «Правительство для граждан».
Согласно опубликованным данным, наибольшее число обращений за услугой зафиксировано в крупных городах и промышленных регионах страны. В топ-5 регионов по количеству смен ФИО вошли:
Алматы — 2 981 человек
Астана — 2 459 человек
Карагандинская область — 849 человек
Актюбинская область — 741 человек
Восточно-Казахстанская область — 673 человека
В госкорпорации отметили, что изменение личных данных доступно через ЦОНы и электронные сервисы, а сама услуга продолжает пользоваться стабильным спросом среди населения.
Массовая смена фамилий, имён и отчеств — это не только личное решение, но и конкретные финансовые расходы. Процедура в Казахстане является платной и требует уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за смену ФИО составляет 4,5 месячного расчётного показателя, что в 2025 году равно около 16 614 тенге. Эту сумму необходимо оплатить перед подачей заявления через ЦОН или портал электронного правительства.
Дополнительно после смены ФИО гражданину придётся заменить все основные документы, что увеличивает итоговые расходы:
Удостоверение личности — около 2 100–3 500 тенге
Паспорт — от 8 000 до 12 000 тенге
Водительское удостоверение — около 5 000–7 000 тенге
Банковские карты, ИНН, электронные подписи — в зависимости от организации
В сумме полная смена ФИО может обойтись гражданину от 25 000 до 40 000 тенге и выше, в зависимости от количества заменяемых документов.
Несколько причин, по которым люди готовы тратить десятки тысяч тенге на смену ФИО среди которых: вступление в брак или развод, возвращение к национальным формам фамилий, религиозные убеждения, сложности с произношением фамилии за границей и желание начать «новую жизнь» без ассоциаций с прошлым.
На фоне этого расходы на госпошлину остаются вторичным фактором — для многих важнее психологический и социальный эффект.