Опасность вторичного рынка: казахстанцы теряют машины после покупки
Под видом подержанных в Казахстан завозят автомобили, которые фактически находятся в лизинге за рубежом. После покупки такие машины изымают законные владельцы — лизинговые компании.
В Казахстане набирает обороты новая схема мошенничества на вторичном рынке автомобилей — перепродажа машин, находящихся в лизинге за рубежом. Об этом сообщила президент Қазақстанның автокөлік одағы Анар Макашева, передает Finratings.kz со ссылкой на LS.
По её словам, в 2025 году участились случаи, когда в страну завозят автомобили, оформленные в лизинг, в частности в Китае, после чего продают их в Казахстане как подержанные. Однако спустя время законный владелец — лизинговая компания — изымает транспортное средство у нового владельца.
«Это серьёзный риск для вторичного рынка автомобилей, с которым на данный момент сложно бороться. От подобной схемы не застрахованы даже добросовестные покупатели. Счёт таких случаев идёт на тысячи. Причём речь идёт не только о машинах из Китая — аналогичные ситуации фиксировались с авто из Дубая, Канады, Грузии и других стран», — отметила Анар Макашева.
Кроме того, по её словам, в страну по серым схемам продолжают поступать автомобили-«утопленники», а также транспорт, находящийся в розыске.
В качестве примера Макашева привела случай с семьёй из Атырау, которая в прошлом году отправилась в Грузию на собственном автомобиле. Уже за границей выяснилось, что машина числится в угоне в Канаде. При этом транспорт имел казахстанские документы и успел пройти через несколько перепродаж. В итоге владельцы остались без автомобиля.
В настоящее время участники рынка изучают выявленный механизм мошенничества для выработки защитных мер. По словам главы автообъединения, готовится специальный алгоритм проверок при покупке подержанных машин, который планируется представить в следующем году.
Параллельно организация намерена предложить меры по проверке автомобилей через международные базы данных. Сейчас, как уточняется, через портал eGov доступна проверка транспортных средств только по казахстанским реестрам.
Комментируя ситуацию с официальными дилерами подержанных автомобилей, Анар Макашева подчеркнула, что такие компании, как правило, не приобретают машины, ввезённые из-за рубежа, если отсутствуют документы, подтверждающие прозрачность сделки.
Между тем, по данным Комитета государственных доходов и Бюро национальной статистики, в январе–октябре 2025 года в Казахстан было импортировано 195,8 тыс. автомобилей на общую сумму $2,2 млрд.
Крупнейшими поставщиками стали Китай (136,2 тыс. авто на $1 млрд), США (19,4 тыс. — на $220,7 млн), Япония (17,6 тыс. — на $628,2 млн), Южная Корея (9,8 тыс. — на $45,6 млн) и Россия (6,6 тыс. — на $58,2 млн).