Парковка подорожала: в Казахстане места для авто становятся инвестициями

Цена за квадрат — для машины: сколько стоит парковка в казахстанских городах.
В Казахстане стоимость одного парковочного места в жилых комплексах может достигать 3–5 миллионов тенге, особенно в центральных районах мегаполисов и новостройках бизнес-класса, передает Finratings.kz со ссылкой на Otyrar.kz.
Места заканчиваются — спрос остается
В домах эконом-класса парковочные места еще можно найти, но в элитных ЖК они становятся дефицитом и рассматриваются как отдельный премиальный актив. Это связано с ростом количества автомобилей на одну семью — две машины на одно домохозяйство уже не редкость.
«Рынок автомобилей развивается, машины становятся доступнее. Люди все чаще задумываются о среде вокруг автомобиля, и парковка становится необходимостью», — отметил Арсен Щакуов, президент ОО «Ассоциация безопасного дорожного движения "Общая дорога"».
Аренда — альтернатива покупке
Стоимость аренды парковочного места в крупных городах варьируется от 15 до 50 тысяч тенге в месяц в зависимости от локации, охраны, типа (наземный, подземный, крытый) и востребованности конкретного комплекса.
По строительным нормам одно парковочное место должно иметь площадь не менее 21 квадратного метра, но на практике, по словам экспертов, некоторые застройщики искусственно уменьшают размеры, чтобы разместить и продать больше мест. Это снижает комфорт и может создавать проблемы при маневрировании.
Также важным фактором остаётся этажность здания и плотность населения — чем выше жилой комплекс, тем больше мест должно быть предусмотрено как для жителей, так и для потенциальной аренды соседями.
Мировая практика: купить авто — сначала найди парковку
Для сравнения, в странах с высокой плотностью населения, например в Японии, действует правило: чтобы купить автомобиль, необходимо подтвердить наличие парковочного места — либо в собственности, либо в аренде. Это стимулирует порядок на улицах и развитие подземных и многоуровневых паркингов.
«Это не барьер, а мера, направленная на создание нормальных условий, чтобы машины не парковались хаотично и не мешали пешеходам и экстренным службам», — прокомментировал международный эксперт по недвижимости Лев Тетин.
В крупных городах страны, таких как Алматы, Астана и Шымкент, покупка парковочного места в центре — редкость. Чаще всего предложения поступают от жильцов, уезжающих в другие районы, и быстро раскупаются. В Шымкенте, к примеру, цены начинаются от 2,5 млн тенге, но предложения появляются крайне редко.
Параллельно развивается общественный транспорт: запускаются новые маршруты, выделенные полосы, BRT. Но культура владения личным авто в Казахстане остается устойчивой. По статистике, количество зарегистрированных машин на 100 семей продолжает расти, и городские улицы всё чаще превращаются в импровизированные стоянки.