Как провести лето, чтобы ребенок развивался, не перегружался и отдыхал? Cоветы мамы и психолога о пользе скуки и свободного времени, передает Finratings.kz со ссылкой на Atameken Business
Летние каникулы — долгожданное время не только для детей, но и для родителей. Однако с наступлением свободы от учебы возникает новая тревога: как организовать лето, чтобы ребёнок не "залипал" в гаджетах, но и не оказался перегружен кружками и секциями?
Мама троих детей Ирина Кравченко делится своим опытом: в её семье лето расписано почти по минутам. Старшие дочери — 11, 7 и 5 лет — после школы идут в пришкольный лагерь, а затем продолжают занятия в кружках по государственной программе “Даму Бала”. Старшая интересуется гримом и актёрским мастерством, средняя — живописью, театром и, возможно, шахматами. Обе хотят ходить на плавание, а младшая пока занимается платно — рисованием и водными тренировками.
“Мы стараемся, чтобы дети меньше сидели в телефоне, но это требует гибкого графика. Я не могу работать на полную ставку. Всё рядом — и школа, и кружки, но даже при такой логистике это большая нагрузка — и морально, и финансово. Тем более, у нас нет помощи от бабушек и дедушек”, — рассказывает Ирина.
Однако детский психолог Анастасия Стеблянко предупреждает: чрезмерная занятость даже “полезными” делами может привести к выгоранию. По её словам, важно не только развивать ребёнка, но и дать ему возможность восстановиться, почувствовать себя, переключиться на спонтанную активность.
Многие родители считают, что скука — это плохо. Но на самом деле, как утверждает психолог, она играет важную роль в формировании внутренней активности ребёнка. Именно в скуке часто рождается инициатива и интерес.
“Скука — как пустая сцена: сначала ничего не происходит, но потом появляется игра, идея, действие. Главное — не торопиться её "гасить" гаджетами или развлечениями. Здоровая психика всегда способна из скуки перейти в интерес”, — объясняет Анастасия Стеблянко.
Но если скука становится затяжной, ребёнок вялый, апатичный, не проявляет интереса — это уже сигнал. Возможно, ему не хватает живого общения или эмоционального контакта с родителями.
Также специалист отмечает: лето не должно превращаться в гонку за результатами. Даже без лагерей и кружков ребёнок способен развиваться — если у него есть безопасная, поддерживающая среда, интересные бытовые дела и возможность быть собой.
По наблюдению психолога, стремление заполнить каждую минуту ребёнка активностью — это отражение взрослой тревоги. В нашей культуре до сих пор ценится постоянная занятость: «если ничего не делает — значит, теряет время». Но это заблуждение.
“Развитие — это не всегда про кружки и обучение. Оно происходит и тогда, когда ребёнок сочиняет истории, спорит с другом, мечтает или просто лежит. Важно доверять этим процессам”, — подчёркивает Анастасия Стеблянко.
Ещё одна частая родительская забота — гаджеты. По мнению специалиста, полное ограничение нереалистично. Важно договариваться с ребёнком и вместе выстраивать правила — обсуждать экранное время, делить его на короткие отрезки, подключать таймер. Но главное — предложить альтернативу: прогулки, настольные игры, творческие занятия.
Иногда ребёнку нужно просто ничего не делать. Это особенно актуально для тех, кто завершил сложный учебный год. Психолог рекомендует: не бойтесь пустоты. Иногда именно она помогает восстановиться, обрести внутреннюю опору и почувствовать настоящие желания.