Конфликт с страховой компанией: права автовладельцев разъяснил суд

Жанна Амирова
Редактор Finratings.kz
Фото: Shutterstock.com

Залог, страхование, выплаты: что нужно знать каждому автолюбителю в Казахстане.

Житель Казахстана оказался недоволен тем, как была рассчитана страховая выплата по договору добровольного страхования его автомобиля. После того как суды первой и апелляционной инстанций отказали в его иске к страховой компании, он решил пойти дальше – обратиться в Конституционный суд, передает Finratings.kz.

Как рассказали в пресс-службе КС, гражданин попросил проверить, насколько пункт 35 нормативного постановления Верховного суда РК соответствует Конституции. Этот пункт касается споров по страховым случаям и определяет, кто имеет право на получение выплаты – особенно если речь идет об имуществе, находящемся в залоге.

«Суд дал четкий ответ: права граждан не нарушаются. Пункт 35, по мнению Конституционного суда, основан на действующих нормах Гражданского кодекса и лишь конкретизирует, как именно регулируются права залогодержателя и выгодоприобретателя при страховании», – говорится в информсообщении.

Суд указал, что у заявителя была возможность воспользоваться всеми предусмотренными законом мерами защиты – подать иск, обратиться к страховому омбудсману и подать жалобу в суды разных инстанций. Более того, он может подать кассационную жалобу – это тоже законный способ защиты своих прав.

Касается каждого

Многие автолюбители и владельцы залогового имущества задаются вопросом, как работает страхование при залоге, и кто на самом деле получит деньги, если случится страховой случай.

  • Теперь ясно: положения действующего законодательства не ущемляют права застрахованных граждан.
  • Важно знать, куда обращаться, если страховая компания отказала в выплате – от омбудсмена до кассационной инстанции.

Что не делает Конституционный суд

Конституционный суд не оценивает факты конкретного дела – он проверяет только сами нормы на соответствие Конституции. Решать, кто прав в конкретной ситуации, – это задача судов общей юрисдикции.

5 практичных и понятных советов для граждан:

1. Всегда читайте договор внимательно

Перед подписанием договора добровольного страхования транспорта или имущества:

  • Убедитесь, что вы понимаете, кто указан выгодоприобретателем – вы или, например, банк (если имущество в залоге).
  • Проверьте, в каких случаях страховая обязана выплатить компенсацию и в каком размере.

2. Если имущество в залоге – проверьте, кто получит деньги

По закону страховая выплата может быть направлена не вам, а залогодержателю (чаще всего – банку). Это стандартная практика, отраженная в Гражданском кодексе. Уточните этот момент у страховой до подписания договора.

3. Не согласны с решением страховой? Обратитесь к омбудсмену

Если страховая отказала в выплате или занизила сумму:

  • Сначала подайте письменную претензию в страховую компанию.
  • Затем можно обратиться к страховому омбудсмену – это бесплатный способ урегулировать спор без суда.

4. Используйте все судебные инстанции

Если спор не решен, вы имеете право:

  • Подать иск в суд первой инстанции.
  • Обжаловать решение в апелляции.
  • Обратиться в кассационный суд, если решения нижестоящих судов не устроили.

5. Не путайте Конституционный суд с обычными судами

Конституционный суд не решает, кто прав в конкретной ситуации. Он оценивает, соответствуют ли применяемые нормы Конституции. Поэтому, если вам отказали в выплате, не стоит сразу идти туда – сначала нужно пройти весь путь в обычных судах.