Потребительская активность в стране падает
Казахстанцы становятся все более осторожными в расходах. Аналитики говорят, что потребительская активность в стране снижается, и даже реклама уже не может заманить покупателей, передает Finratings.kz со ссылкой на "31 канал".
По словам маркетологов, казахстанцы все реже совершают крупные покупки.
"Люди стали больше стали покупать и интересоваться покупками на маркетплейсах, люди перестали обращать внимание на лозунги, бренды, рекламу. Больше стали обращать внимание на само качество товара, на соотношение качества и цены прошли те времена, когда все, что блестело, заманивало, давало свои результаты", - отмечает трафик-менеджер рекламного отдела, маркетолог Оксана Беспалова.
Вместо рекламы сейчас покупатели больше доверяют рекомендациям знакомых. При этом, отмечается, что потребительская активность снижается не только в Казахстане - это сейчас общемировая тенденция.
"Наконец-то многие задумываются, что есть завтрашний день, есть будущее, которое из-за разных факторов мирового масштаба становится не всегда определенным, и люди пытаются как-то накопить какой-то капитал", - заявила член палаты аудиторов РК, член международной профессиональной ассоциации асса, доктор PHD Талант Калиева.
Снижение покупательской активности зафиксировано и на рынке потребкредитования. Объём необеспеченных займов сократился на 16% в годовом выражении.
В Ассоциации финансистов Казахстана это расценивают как кардинальное изменение в кредитном поведении. Аналитики связывают тенденцию с насыщением рынка.
"Приток новых клиентов меньше, в первом квартале около 40 тысяч против 132 в прошлом году за первый квартал если мы казахстанцы покупаем технику, холодильник, стиральную машину, мы же не каждый год их обновляем, то есть это и есть насыщение - ты ее купил, не нуждаешься в обновлении через год", - пояснил главный аналитик АФК Рамазан Досов.
Но, по словам экспертов, не только насыщение стало причиной снижения активности покупателей. На это повлияли и ужесточение банковской политики, и замедление роста зарплат. Теперь вместо трат казахстанцы стараются откладывать деньги.
При этом специалисты отмечают интересную тенденцию: ипотечное кредитование теряет темпы, но рынок автокредитования вполовину вырос.