Покупателей часто вводят в заблуждение, но закон — на их стороне.
В Казахстане покупатели нередко сталкиваются с ситуацией, когда случайно задевают локтем бутылку, роняют банку в узком проходе или гладят товар на полке — и вдруг охрана требует оплатить ущерб. Однако, как напоминают юристы, большинство подобных требований незаконны, передает Finratings.kz.
В Threads эксперт Роман Чудимов напомнил, что до чека товар принадлежит магазину.
Согласно ст. 417 Гражданского кодекса РК, риск случайной гибели или повреждения имущества несёт его собственник — в данном случае магазин. А покупателем человек становится только после оплаты товара на кассе, что закреплено в ст. 448 ГК РК.
Это означает, что вы не обязаны платить, если товар был разбит:
из-за слишком узких проходов, заставленных коробками;
из-за мокрого или скользкого пола;
из-за неустойчиво расставленного товара;
по случайности, без умысла.
Если сотрудник магазина или охрана требуют немедленной оплаты, юристы рекомендуют спокойно требовать составить акт и при необходимости вызывать полицию. В большинстве случаев, по словам экспертов, на этом конфликт заканчивается: магазины понимают, что формальных оснований для взыскания нет.
Потребителям советуют сохранять эту информацию и помнить свои права, чтобы не оплачивать ущерб, который по закону должен покрывать сам магазин.