Казахстанские маркетплейсы заплатили рекордные 150 млрд тенге налогов за год

Об этом сообщил вице-министр торговли и интеграции Асет Нусупов на брифинге в СЦК 5 марта.
За последние пять лет объём онлайн-торговли в Казахстане увеличился в пять раз, достигнув 3,2 трлн тенге в 2024 году. Доля e-commerce в общем обороте торговли составила 14,5%. Однако окончательные данные будут опубликованы в мае 2025 года, сообщил вице-министр торговли и интеграции Асет Нусупов на брифинге в СЦК, передает Finratings.kz.
Маркетплейсы заплатили 150 млрд тенге налогов
По данным МТИ, казахстанские онлайн-платформы перечислили в бюджет 150 млрд тенге налогов — это на 30% больше, чем годом ранее. Международные маркетплейсы, работающие в стране, уплатили 35 млрд тенге в рамках «налога на Google», показав рост в 1,4 раза.
Проблемы онлайн-торговли: жалобы потребителей и налоговые риски
Несмотря на рост рынка, у покупателей остаются претензии к работе маркетплейсов. Основные жалобы касаются отсутствия обратной связи с продавцами, качества товаров и защиты прав интеллектуальной собственности. В этой связи Мажилис рассматривает поправки, которые усилят контроль за соблюдением прав потребителей.
Также обсуждается вопрос изменения налогового режима для онлайн-ритейла. По словам Нусупова, достигнута предварительная договорённость о сохранении ОКЭД 47.910 (розничная торговля через интернет) в перечне видов деятельности, подпадающих под розничный налог.
Инфраструктурный прорыв: склады и распределительные центры
Для поддержки развития e-commerce в Казахстане реализуются масштабные проекты. В частности, в Алматинской области будет построен распределительный центр совместно с китайской YO Trans Post и Казпочтой. Кроме того, в аэропорту Алматы появится современный мультимодальный склад.
В 2025 году в стране начал работу новый маркетплейс Teez с собственной инфраструктурой площадью 100 тыс. кв. м. На полную мощность он создаст 10 тыс. рабочих мест, а общий объём инвестиций в проект составил $50 млн.
Дополнительно Ozon и Wildberries планируют построить три фулфилмент-центра в Астане и Алматы площадью 291 тыс. кв. м. Их инвестиции оцениваются в 101 млрд тенге.
Перспективы: рост, инвестиции и прозрачность
По мнению Асета Нусупова, бурное развитие e-commerce положительно влияет на экономику: создаются новые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления, а прозрачность финансовых операций в этой сфере значительно выше, чем в традиционной торговле.