Казахстанцы все больше недовольны медуслугами

Амирова Жанна
Редактор Finratings.kz
Фото: Pixabay

Медицинская реформа в Казахстане провалилась?

Несмотря на значительные усилия и увеличение финансирования сферы здравоохранения в Казахстане, уровень удовлетворенности граждан качеством медицинских услуг продолжает оставаться низким, передает Finratings.kz.

Эта информация была озвучена 27 января 2025 года заместителем председателя мажилиса Данией Еспаевой в ходе правительственного часа.

На данный момент, по ее сведениям, только 47% населения страны довольны состоянием медицинского обслуживания, что представляет собой тревожную тенденцию, особенно учитывая тот факт, что бюджет, выделяемый на здравоохранение, за последние три года значительно возрос.

«Расходы на систему здравоохранения были увеличены почти в три раза – на 2,8 – в период с 2022 по 2025 годы. Это было сделано с целью улучшения качества медицинских услуг, но, как выяснилось, эти меры не привели к ожидаемому результату. В частности, несмотря на рост числа диагностических услуг, увеличение их объема не привело к более раннему выявлению заболеваний. В некоторых случаях наблюдается ситуация, когда медицинские исследования назначаются без реальной необходимости, что является дополнительным фактором, который ухудшает качество обслуживания и создает лишние финансовые расходы для граждан», – отметила спикер.

По ее словам, система здравоохранения по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем, которые не были решены даже с увеличением финансирования. Одной из основных проблем является отсутствие реальной заинтересованности в обязательном медицинском страховании, что делает систему неэффективной и малоинклюзивной.

«Система страхования не охватывает все слои населения и часто страдает от проблем с доступом и качеством услуг. Также стоит отметить недостаточную цифровизацию медицинских учреждений, что делает процессы обслуживания неудобными и негибкими для пациентов и медицинского персонала. Вдобавок к этому существует ряд трудностей с оплатой медицинских услуг, особенно в государственных учреждениях, что ставит под угрозу доступность медпомощи для населения», – констатирует Еспаева.

Значительное беспокойство вызывает также изменение подхода в медицинских учреждениях, когда акцент все чаще делается на доходоориентированность, а не на пациентоориентированность. То есть медицинские организации начинают ориентироваться больше на прибыль, чем на удовлетворение потребностей пациента. Это сказывается на качестве обслуживания, поскольку в таких условиях медицинские работники могут быть менее заинтересованы в поиске оптимальных решений для здоровья пациента, а больше – в коммерческих аспектах работы.

В ответ на эти проблемы президент Казахстана поставил перед правительством несколько стратегических задач, которые, как ожидается, помогут улучшить ситуацию в сфере здравоохранения.

«Одной из важнейших задач является сбалансированное распределение финансирования здравоохранения, чтобы оно было более направленным на нужды населения, а не на развитие коммерческих аспектов медицины. Также необходимо разработать пакет базовой медицинской помощи, который обеспечит каждому гражданину доступ к основным медицинским услугам. Важным шагом станет внедрение единой медицинской информационной системы, которая позволит не только повысить эффективность работы медицинских учреждений, но и улучшить качество обслуживания за счет автоматизации многих процессов», – подчеркнула она.

Кроме того проблемы в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) остаются актуальными. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов ранее высказывал беспокойство по поводу того, что казахстанцы сталкиваются с минимальным числом квот на медицинские исследования, нехваткой медицинских кадров и другими барьерами, которые вынуждают граждан обращаться к платным специалистам вместо того, чтобы получать помощь в государственных поликлиниках. Эти факторы способствуют ухудшению доступности и качества медицинских услуг для населения.

Основными вызовами сферы здравоохранения также остаются недостаток квалифицированных кадров, проблемы с доступом и оплатой медицинских услуг, а также недостаточная цифровизация и ориентированность медицинских учреждений на прибыль вместо интересов пациентов. 

Интересные предложения по кредитным картам

Kaspi Gold
Открытие:
Бесплатно
Обслуживание:
₸ 400
Цифровая карта Sinooil Digital
Открытие:
Бесплатно
Обслуживание:
₸ 500
Яндекс Плюс Forte
Открытие:
Бесплатно
Обслуживание:
₸ 1 000