Тимур Турлов ответил на "черный" PR

Глава Freedom Holding рассказал о впечатляющем росте бизнеса, системном давлении и черном PR в Казахстане.
Глава Freedom Holding Corp. Тимур Турлов поделился результатами работы компании за последний год и высказался о трудностях, с которыми сталкивается бизнес, ставший заметным игроком в казахстанской экономике.
Ошибаемся, исправляемся, извиняемся
По словам Турлова, только за последний год Freedom Bank увеличил объем депозитов с 785 млрд до 1,289 трлн тенге. Только с начала 2025 года прирост составил около 20%. Клиентская база за тот же период выросла с 550 тысяч до более чем 2,4 млн человек.
Другие направления экосистемы Freedom также демонстрируют значительный рост. Онлайн-сервис по продаже авиа- и ж/д билетов Freedom Avia прибавил 80% в годовом выражении, агрегатор товаров Freedom Market (ранее Arbus) — почти 120%. Страхование ОГПО удерживает более 50% рынка в последние месяцы, а в сегменте электроники продажи удвоились по сравнению с прошлым годом.
В то же время, доля платежей, совершаемых картами Freedom в собственных сервисах, выросла с 1% до 60% — в зависимости от категории.
— Экосистема качает. Много неидеального, но мы слушаем и пашем. Ошибаемся, исправляемся, извиняемся, — отметил Турлов.
Цена популярности: проверки и давление
С ускорением роста компании увеличилось и внимание со стороны регуляторов. Как отметил бизнесмен, с момента активного масштабирования Freedom в среднем получает более одного письменного запроса в день. Число выездных проверок регуляторов и правоохранительных органов — уже исчисляется десятками в год.
— У нас взаимодействием с регуляторами занимаются сотни специалистов, включая ключевых руководителей. Это дорого и очень сложно, — признал Турлов, подчеркнув, что компания старается относиться с пониманием к повышенному контролю.
«Черный PR» как индустрия
Турлов также затронул тему целенаправленной информационной атаки на себя и свой бизнес. Он утверждает, что в Казахстане сформировалась устойчивая отрасль черного PR, которая, по его словам, «больше и прибыльнее профессиональной журналистики».
— Последние пять лет наш мониторинг постоянно выявляет чью-то системную работу по дискредитации меня и Freedom. Компроматные сайты, посевы в Telegram, заказные статьи, накрутки в поисковиках — это ежедневная реальность, — отметил предприниматель.
Он рассказал, что в ряде случаев знакомым предлагали написать негативные материалы о компании, а иногда даже использовали иностранных инфлюенсеров, чтобы затем ссылаться на «зарубежное мнение».
По наблюдению Турлова, за последние полгода бюджет на такие атаки только вырос, но качество исполнения остается низким.
Иммунитет к деструктиву и благодарность журналистам
Тем не менее, бизнесмен видит и позитивную сторону происходящего.
— Это научило нас объяснять людям всё пугающее и непонятное. Мы стали проактивными, выработали иммунитет к вбросам. И тем, кто не сталкивался с таким давлением, я не завидую — они гораздо уязвимее, — считает он.
Турлов подчеркнул, что не испытывает негатива к критикам, если они действуют искренне и бесплатно, и выразил уважение профессиональным журналистам, которые работают честно.