Релоканты захватили рынок перевозок в Казахстане?

Министр транспорта РК объяснил, куда уходит прибыль от транзита.
Глава транспортного ведомства Марат Карабаев ответил на обвинения в покровительстве так называемым релокантам – иностранным компаниям, работающим в сфере международных перевозок из Казахстана, передает Finratings.kz.
В чем суть претензии
По его словам, эти фирмы:
-
Официально зарегистрированы в РК,
-
Нанимают казахстанцев,
-
А значит, по сути являются отечественными компаниями с зарубежным участием.
На правительственном часе в сенате глава национальной ассоциации перевозчиков Павел Телицын обвинил министерство в том, что оно якобы помогает зарубежным перевозчикам зарабатывать миллиарды, при этом не вкладывая ни тенге в экономику страны.
«Из 250 тысяч разрешений, выданных в 2024 году, значительная часть уходит релокантам. А это почти 4 млрд долларов – деньги, которые могли бы остаться в стране», – заявил он.
Телицын уверен, что такие компании только оформляют документы в РК, а прибыль сразу уходит за границу.
Министр отверг обвинения в лоббировании и пояснил, что новые правила выдачи иностранных разрешений были открыто обсуждены и приняты публично. Их цель – навести порядок в сфере международных перевозок, а не создавать «тепличные» условия для отдельных компаний.
Ключевые изменения:
-
Исключена монополия: раньше до 70% разрешений доставались одним и тем же фирмам. Теперь доступ равный.
-
Резко сократилось количество допущенных авто: с 90 тысяч до 33 тысяч.
-
Каждый бланк теперь именной – в нем указывается компания и номер машины.
-
Срок действия бланка ограничен: раньше – до 100 дней, сейчас – всего 30.
-
Прекращена перепродажа: бланки не копятся и не гуляют по «теневому» рынку.
«Благодаря этим мерам цена на перевозки в Европу уже снизилась с 12–14 тыс. долларов до 7–9 тыс. долларов», – сообщил Карабаев.
Министр добавил, что больше всех недовольны те, кто раньше держал рынок в своих руках или перепродавал бланки.
Министр транспорта Марат Карабаев развеял миф о «чужих» перевозчиках, зарегистрированных в Казахстане.
По его словам, если в 2023 году в стране работали 63 иностранные транспортные компании, то сейчас – 57. Но называть их полностью иностранными, по мнению министра, нельзя.
«Эти компании работают в Казахстане, оформляют на работу наших граждан, арендуют склады и платят налоги. Это полноценный казахстанский бизнес с участием зарубежного капитала», – заявил Карабаев.
Кто кого представляет
Министр также подчеркнул, что Союз международных перевозчиков, созданный в 1997 году и объединяющий более 400 компаний, поддержал новые правила. А вот Ассоциация перевозчиков, которой руководит Павел Телицын, появилась лишь в 2023 году и включает всего 26 компаний – это около 4% рынка.
Алтай Али, глава комитета автотранспорта, добавил:
-
В 2023 году выявлен факт незаконной передачи бланка на перевозку компанией самого господина Телицына;
-
Это и объясняет, почему отдельные перевозчики недовольны новыми правилами – они больше не могут зарабатывать на перепродаже документов.
Кто приносит больше денег бюджету
Комитет провел сравнительный анализ:
-
10 компаний с иностранным участием в 2024 году заплатили 2,5 млрд тенге налогов;
-
10 казахстанских перевозчиков – только 350 млн тенге.
Эти цифры говорят сами за себя. По словам Карабаева, реформы позволят «очистить» рынок от серых схем и усилить конкуренцию.