Как казахстанцы сами оформляют кредиты для мошенников

Деньги исчезают с депозитов: в чём суть финансовых схем.
Замглавы Агентства по регулированию финансового рынка Олжас Кизатов рассказал, почему в большинстве случаев вины банков в мошенничестве нет, передает Finratings.kz.
Банковские приложения не при чём?
29 мая 2025 года в кулуарах Сената заместитель председателя АРРФР Олжас Кизатов прокомментировал участившиеся жалобы граждан, утверждающих, что через банковские приложения мошенники якобы оформляют кредиты на их имя и снимают средства с депозитов.
Кизатов заявил, что агентство провело внеплановую проверку мобильных приложений банков, на которые поступали жалобы, и не выявило критических уязвимостей.
«Результаты этой проверки подтверждают обратное: нет такого, чтобы из-за технической уязвимости приложения массово страдали клиенты», — сказал он.
Виновата социальная инженерия
По словам Кизатова, около 95% случаев финансового мошенничества в Казахстане связаны не с IT-ошибками, а с методами психологического воздействия — так называемой социальной инженерией.
Мошенники звонят потенциальной жертве, представляются сотрудниками банков, полиции или других госорганов и убеждают человека самостоятельно: оформить кредит на своё имя, снять деньги со своего депозита, перевести средства якобы «в безопасное место».
Эксперты рекомендуют казахстанцам быть особенно осторожными в следующих ситуациях:
-
если поступают внезапные звонки с просьбой немедленно перевести деньги;
-
если звонящий представляется сотрудником банка или госоргана и просит назвать SMS-коды или CVV-код карты;
-
если просят оформить кредит «для спасения средств» или перевести деньги на «безопасный счёт» — это 100% мошенничество.
Гражданам следует помнить: настоящие банки никогда не просят клиентов оформлять займы или снимать деньги по телефону. И в случае подозрения на обман необходимо немедленно прервать разговор и связаться с банком напрямую по официальному номеру.