$ 512.44  593.15  6.52

В Казахстане откроют первую школу для курьеров

Дина Фатихова
Эксперт, редактор Finratings.kz
В Казахстане откроют первую школу для курьеров
Фото: Pixabay

В Казахстане появился союз курьеров Qyzmet. Его цель  сделать профессию официальной, обучать работников и защищать их интересы, передает Finratings.kz.

Курьеры  участвуют в  экономике

В мае 2025 года в Казахстане была зарегистрирована общественная организация курьеров Qyzmet. Его инициатор и учредитель, предприниматель Алмас Мухаметов, подчеркивает, что курьеры не просто подработчики, а важная часть цифровой экономики.

“Мы хотим донести до работников этой сферы, что у них есть не только обязанности, но и права. Сегодня многие из них толком не разбираются ни в одном, ни в другом. Поэтому наша задача — обучать, информировать, помогать”, — поясняет Алмас.

Организация уже провела первый съезд, заключила меморандум с AlmaU: юридическая школа при университете будет бесплатно помогать курьерам в вопросах нарушения их прав.

Почему возникла потребность в профсоюзе

Алмас сам начинал с доставки, но решился на создание союза после случая с курьером, которого агрегатор заблокировал после травмы. В ходе опросов на улицах выяснилось, что курьеры сталкиваются с сотнями проблем от нарушений прав до небезопасных условий труда.

Сейчас курьеры, как невидимая категория, они не фигурируют в официальной статистике, хотя только в Алматы их около 40 тысяч. По словам Алмаса, без официального статуса и правил ситуация может дестабилизироваться: работники деморализованы, а рынок провоцирует риски.

Он также отметил опасность существующих сообществ в чатах:

“Им управляют люди, которые даже не живут в Казахстане. Они не знакомы с местным законодательством и не могут эффективно помогать. Это небезопасно, учитывая, что большинство курьеров — молодые ребята. Это “тестостероновая бомба” в спящем режиме. Если не создать для них пространство для диалога и защиты, рано или поздно социальное напряжение выйдет наружу”.

Школа курьеров и независимость от посредников

Союз не только защищает права, но и хочет «перевоспитать» курьеров в хорошем смысле. По словам Мухаметова, сейчас многие курьеры нарушают ПДД не от безответственности, а от давления системы:

“Люди “летают” по улицам, нарушают ПДД, потому что каждую минуту теряют деньги. Особенно это касается арендаторов самокатов. Нужно запретить поминутную оплату и внедрить пакеты по 15, 30, 45 минут. Тогда никто не будет гнать на скорости 40 км/ч по тротуару, сбивая прохожих”.

Так же условия оплаты курьеров оставляют много вопросов. Как объясняет Алмас Мухаметов, агрегаторы забирают с ресторанов от 17 до 40% стоимости каждого заказа. Например заказ стоит 10 000 тенге,а курьер, получая фиксированную ставку – 1200 тенге теряет значительную часть этой суммы, так как сама платформа удерживает от 25 до 45%, в зависимости от условий. В итоге курьеру достается около 600–900 тенге от заказа. Но и на этом удержания не заканчиваются. Чтобы работать, курьеру нужно зарегистрироваться через так называемый таксопарк — это посредники, которые выступают юридическим лицом между ним и агрегатором. Эти посредники также забирают еще 15–20% от дохода курьера. В результате с одного заказа человек может заработать всего 400–500 тенге.

 На базе AlmaU разрабатываются образовательные курсы по трудовому праву, ПДД, цифровой грамотности и налогообложению. Планируется создать школу курьеров с короткими, но полезными уроками, а также собственный партнёрский таксопарк без скрытых комиссий. Членские взносы (1000 тенге в месяц) позволят курьерам работать без посредников и на честных условиях.

Также ведется диалог с акиматами и Минтруда: речь идёт о статусе профессии, социальных гарантиях, страховании, передвижении по городу. Алмас подчёркивает: союз принципиально не берёт господдержку, чтобы сохранить независимость и доверие.

“Сегодня многие люди используют подписки. Это выгодно, и в Казахстане такой формат становится нормой. Поэтому даже при увеличении оплаты труда курьеров цена на доставку останется прежней. Агрегаторы, возможно, будут зарабатывать меньше. Если они попробуют поднять цену, рынок их не поддержит. Люди просто откажутся платить по 10 тысяч тенге за подписку вместо полутра-двух тысяч”.

В планах выстроить диалог с Минтруда и акиматами, в том числе по вопросам страхования и маршрутов курьеров в городах. Так же пока Алмас в числе учредителей, никакой финансовой поддержки от государства он получать не будет. Это его твердая позиция, чтобы оставаться независимыми.

Ваша реакция
👍 0
😆 0
👎 0
🤯 0
😢 0
😡 0

Новости партнеров

×
$ 512.44  593.15  6.52