Как Китай обманывает статистику продаж через «подержанные» авто.
Китайские автозаводы массово экспортируют новые автомобили под видом подержанных, чтобы улучшить статистику и обойти правила, передает Finratings.kz.
Китайская автоиндустрия нашла способ поддерживать рост продаж в условиях внутреннего кризиса. Как выяснило агентство Reuters, с 2019 года в стране сформировался серый рынок экспорта автомобилей, которые официально оформляются как подержанные, хотя на деле никогда не использовались.
Такие машины идут прямиком за границу — в первую очередь в Центральную Азию, Россию и на Ближний Восток. Это позволяет производителям фиксировать реализацию и получать субсидии, а региональным властям — показывать рост ВВП. Особенно активно в этом участвуют Шэньчжэнь, Сычуань и Гуандун, где схема поддерживается на официальном уровне.
По оценкам Ассоциации автодилеров Китая, до 90% из 436 тысяч экспортированных «подержанных» авто в 2024 году были новыми, но оформлены как б/у ради упрощённой процедуры экспорта. Это позволяет обойти правила, которые ограничивают или усложняют прямой вывоз новых автомобилей в некоторые страны.
Аналитик Ту Ле из Sino Auto Insights говорит:
«Компании отчаянно пытаются показать продажи на фоне многолетней ценовой войны».
На фоне растущего экспорта схемой заинтересовались и зарубежные регуляторы. Так, Россия запретила ввоз новых авто под видом б/у, если бренд представлен официальным дистрибьютором. Иордания также изменила юридическое определение термина «подержанный автомобиль», чтобы исключить подобные махинации.
Даже в Китае схема вызвала волну критики. В мае глава Great Wall Motor открыто выступил против серых продаж. Газета People’s Daily призвала к ужесточению контроля, а в июне председатель Changan Auto поддержал эти требования. На фоне скандала в Китае усиливаются призывы реформировать систему автоэкспорта.