Оставляю на маркетплейсе всю зарплату: когда пора бить тревогу

Психотерапевт разобрал причины, почему люди стали зависимы от онлайн-шопинга и как с этим бороться.
Маркетплейсы активно входят в жизни россиян и казахстанцев - люди тратят на торговых площадках сотни тысяч тенге, покупая товар, который им даже не нужен. Как побороть онлайн-шопоголизм, рассказал психотерапевт порталу "Банки.ру".
Секрет популярности маркетплейсов
Как отмечает кандидат медицинских наук, психотерапевт Евгений Фомин, постоянное желание покупать товары с маркетплейсов - это способ ухода от реальности и желание получить положительные эмоции.
"Просто интернет и маркетплейсы сделали шопоголизм более удобным. Если раньше нужно было ехать в магазин, снимать наличные, тратить время, то сейчас ты просто выбираешь товар в виртуальную корзину и оплачиваешь картой", — указывает он.
Маркетплейсы активно и очень искусно используют все приема маркетинга, чтобы заманить покупателя. Людей подкупает доступность товара, удобство сайтов, быстрая и легкая оплата, а еще бонусы, постоянные скидки и распродажи. Не последнее место занимает и реклама.
"Тут применяются исследования целевой аудитории, реклама товаров в зависимости от сезона. Даже цвета на сайтах и в приложении подобраны определенные — для комфорта пользователя и увеличения продаж", — говорит эксперт.
Онлайн-шопоголики – новые зависимые
В группу риска зависимости от маркетплейсов, по мнению психотерапевта, входят следующие категории людей:
- люди с тревожным складом личности;
- люди с заниженной самооценкой, которые находятся в подчиненном положении на работе или в семье: можно сказать, что с помощью приобретения товаров они повышают свою значимость и испытывают ощущение контроля;
- люди, зависимые от сильных эмоций: это для них относительно безопасный способ получения адреналина.
Разницы между зависимостью от офлайн- или онлайн-покупок, по большому счету, нет, говорит Евгений Фомин.
"Только в магазин надо физически доехать, за это время человек может передумать. Онлайн-шопинг происходит быстрее и проще", — подчеркивает эксперт.
Главное – вовремя осознать проблему
Зависимость от онлайн-шопинга, как и любая другая зависимость, плохо сказывается на жизни и самого человека, и его близких. В семье начинаются конфликты, потому что близкие осознают проблему и могут давать обратную связь. Могут начаться сложности в финансовой сфере, появляются кредиты.
Психотерапевт отмечает, что онлайн-покупки и правда приносят радость, но вот только она не продлится долго.
"Пока человек выбирает товары, предвкушает их получение, есть чувство удовлетворения. Но затем он понимает, что вещь ему не нужна, и появляется тревога. Он купил вещь импульсивно и осознает, что за этим последует: усугубление финансовых сложностей, проблемы с близкими", - отмечает Фомин
Специалист советует насторожиться, если вы проводите на электронной площадке более часа в день.
Как покупать на маркетплейсах только нужные товары
Прежде всего важно получить стороннее, объективное мнение о потенциальных покупках: его можно узнать как у близких, так и у специалиста.
"Важно, чтобы был кто-то третий, кто объективно оценит необходимость траты. Это могут быть друзья, члены семьи, а если речь об одежде или аксессуарах, можно обратиться к стилисту. Он поможет понять, действительно ли нужны вещи, которые планируется купить, в гардеробе, или это лишняя трата денег", — рассуждает психотерапевт.
Как и в случаях с другими зависимостями, здесь человек тоже должен сам осознавать проблему и хотеть от нее избавиться. Только после этого близкие люди или специалист могут донести до него, что потребность не в покупках, а в способе справиться с неприятными эмоциями: скукой, злостью, тревогой.
Какие товары с маркетплейсов можно вернуть, а какие — нет
Возврат товаров может осуществляться по двум причинам:
- бракованные вещи;
- продукция надлежащего качества, но не подошедшая конкретному покупателю по субъективным причинам (цвет, размер и т. д.).
Сроки возврата могут варьироваться от 7 до 21 дня и более.
У большинства интернет-площадок есть категории невозвратных товаров, если они надлежащего качества. К ним относятся продукты, лекарства, зоокорма, книги, белье и другие.
Как правило, при покупке такой продукции в описании стоит специальный знак или пометка. Лучше заранее ознакомиться с условиями возврата.