WB, Ozon, Pinduoduo: на кого чаще жалуются казахстанцы и можно ли наказать продавцов

Число жалоб на маркетплейсы растет с каждым годом, но казахстанские ограны ограничены в инструментах, когда речь заходит о зарубежных площадках.
Маркетплейсы уже прочно обосновались в нашей жизни и стали едва ли не самым посещаемым ресурсом в Сети. Но не всегда купленный онлайн товар соответствует качеству. Как часто казахстанцы жалуются на маркетплейсы и как покупателям защитить свои права - в материале Finratings.kz.
На соцсети и сайты известных магазинов жалуются чаще, чем на маркетплейсы
В Министерстве торговли и интеграции Казахстана на запрос редакции сообщили, что не ведут централизованную статистику жалоб граждан по качеству товаров, приобретённых именно на иностранных маркетплейсах.
А если говорить обо всех электронных торговых площадках, то можно заметить, что с каждым годом число жалоб заметно растет:
- в 2022 году поступило 2 663 жалобы, или 9% от общего числа (30 167);
- в 2023-м – 7 732, или 15,2% от общего числа жалоб (50 866);
- в 2024-м - около 15 тысяч (14 520), 23,2% от общего числа жалоб (62 561);
- за 5 месяцев 2025-го - 7536 или 27,0% от общего числа жалоб (27 889).
А чаще всего казахстанцы жаловались на:
- торговлю в социальных сетях (Instagram, WhatsApp, Facebook, Telegram и другие) – 7 098, или 48,9%, связанные с мошенничеством, которые переданы в МВД;
- интернет-сайты торговых сетей (Мечта, Sulpak, TechnoDom и другие) – 4 573, или 31,5%;
На маркетплейсы в этом году пожаловалось 2849 казахстанцев, это 19,6% от всех жалоб в Комитет по защите прав потребителей на торговые площадки.
Что чаще всего не устраивает казахстанцев
По данным комитета, чаще всего казахстанцы жалуются на:
- задержки доставки,
- отсутствие информации о товаре и продавце, несоответствие товара описанию,
- отказ интернет-сайтов в возврате товара и денежных средств,
- отсутствие возможности возврата и т.д.
В числе упоминаемых интернет-площадок чаще всего фигурируют китайские и российские.
Как казахстанцам защитить свои права при покупке на иностранных маркетплейсах
В МТИ отмечают, что, согласно статьи 33-1 Закона РК "О защите прав потребителей", в целях защиты прав и законных интересов потребителей электронная торговая площадка обязана обеспечить наличие внутренних процедур по недопущению некорректных действий продавцов и предоставление ими недостоверной информации для предотвращения незаконной торговли.
Однако, несмотря на это, казахстанские органы ограничены в инструментах принуждения, когда речь заходит о зарубежных маркетплейсах.
"Защита прав потребителей возможна через механизмы, предусмотренные условиями конкретной торговой платформы (внутренние процедуры возврата и компенсации), а также в рамках международного сотрудничества", - отмечают в ведомстве.
Wildberries - лидер по числу жалоб среди маркетплейсов
По данным министерства, за 2024 год поступило 2849 жалоб на маркетплейсы, из них::
- на Wildberries – 2100, или 73,7%;
- на Kaspi (казахстанский маркетплейс) – 310 (10,9%);
- на Ozon – 271 (9,5%);
- на Temu, JOOM, "Яндекс маркет", Pinduoduo – 168 (5,9%).
Перепродажи с маркетплейсов: кто несет ответственность за некачественный товар?
В Минторговли отмечают, что казахстанские продавцы, реализующие товары, приобретённые через зарубежные площадки, несут полную ответственность за их качество и соответствие требованиям законодательства РК.
В случае выявления нарушений таких продавцов к административной ответственности в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях.
Как будут защищать права казахстанских покупателей
В ведомстве добавили, что планируют внесли поправки в новый Налоговый кодекс по международным маркетплейсам. В частности, они будут касаться исполнения налоговых обязательств по регистрации и уплаты сумм налогов иностранными компаниями, осуществляющими электронную торговлю - так называемый налог на Google.
"В случае неисполнения налоговых обязательств будет выноситься решение об ограничении интернет-ресурса и направлению в уполномоченный орган в области связи", - заключили в МТИ.