$ 533.61  621.07  6.78

Дети на арендованных самокатах возмутили казахстанцев: с кого спрос

Ясмин Абишева
Журналист Finratings
Дети на арендованных самокатах возмутили казахстанцев: с кого спрос
Иллюстративное фото: instagram.com/kabar_rus

Кто ответственнен за детей на арендованных электросамокатах - компания-арендатор, полиция или родители. Разбираем вместе в материале Finratings.kz.

На улицах наших городов разворачивается ежедневный спектакль с предсказуемо опасным финалом. Главные герои – дети и подростки на электросамокатах. Но за каждым юным гонщиком, лаврирующим в потоке, стоит невидимый, но ключевой игрок – кикшеринговая компания, которая предоставила ему доступ к этому транспортному средству. Именно их бизнес-модели и недостаточные барьеры контроля открывают ящик Пандоры, выпуская на улицы неподготовленных и уязвимых участников движения.

В то время как власти и общественность апеллируют к ответственности родителей, фундаментальный вопрос остается без ответа: почему технологические компании, обладающие всеми инструментами для контроля, фактически поощряют массовое нарушение собственных правил?

Фасад безопасности: иллюзия контроля

На бумаге у всех крупных игроков рынка, будь то Yandex Go, JET или другие сервисы, все выглядит безупречно. Пользовательское соглашение, которое никто не читает, гласит: аренда доступна только с 18 лет. Чтобы начать поездку, нужен смартфон, приложение и привязанная банковская карта. Кажется, барьер существует. Но на практике эта стена – картонная.

Процесс регистрации и верификации – это фикция, легко обходимая любым подростком. Достаточно воспользоваться телефоном или банковской картой родителей, часто с их молчаливого согласия или даже без их ведома. Компании не требуют реального подтверждения личности – сканирования удостоверения или селфи с документом, как это делается, например, в каршеринге или при открытии банковского счета онлайн.

В результате, нажав пару кнопок в приложении, 14-летний подросток получает в свое распоряжение транспортное средство, способное разгоняться до 25 км/ч. Ответственность за возможные последствия – травмы, ДТП, ущерб – хитро перекладывается в пользовательском соглашении на владельца аккаунта, но первопричина проблемы – бесконтрольный доступ – игнорируется.

Самокат - не игрушка, а транспортное средство

Кикшеринговые компании занимают удобную позицию. С одной стороны, они публично заявляют о своей приверженности безопасности, вводят штрафы за передачу аккаунта (которые в России, например, достигают десятков тысяч рублей) и даже сотрудничают с властями в рейдах. Но это лишь реактивные меры, борьба со следствием, а не с причиной.

В Департаменте полиции Алматы на наш запрос рассказали, что с начала 2025 года в городе фиксируется высокий уровень нарушений ПДД пользователями электросамокатов. Согласно данным полиции, с 1 января по 15 июля 2025 года:

  • зарегистрировано 195 дорожно-транспортных происшествий с участием самокатчиков,
  • 201 человек получил травмы,
  • погибших нет.

Особую тревогу вызывает участие в происшествиях несовершеннолетних:

  • 47 ДТП
  • 52 ребёнка получили ранения.

"Самокат - это не игрушка, а полноценное транспортное средство. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети младшего школьного возраста бесконтрольно арендуют самокаты и выезжают на проезжую часть. Это недопустимо. Ответственность за таких несовершеннолетних несут их родители", – подчеркнул начальник Управления местной полицейской службы ДП города Алматы Серик Шумаев.

Начальник Управления местной полицейской службы ДП города Алматы Серик Шумаев

Всего же с начала года только в Алматы за нарушение оштрафовали 4671 человека. Если нарушителем является несовершеннолетний, ответственность за него несут родители или законные представители. Их могут привлечь по статьям 127 и 442 Кодекса об административных правонарушениях.

Полиция Алматы сейчас ведет диалог с операторами самокат-сервисов по ограничению доступа к аренде самокатов для несовершеннолетних.

"Мы не раз подчеркивали, что современные дети обладают высокой мобильностью, но именно поэтому их безопасность, в первую очередь, - зона ответственности родителей. Нельзя допускать, чтобы несовершеннолетние бесконтрольно катались по улицам мегаполиса, подвергая опасности себя и окружающих", – добавил Серик Шумаев.

Ответственность на родителях, а что с компаниями-арендаторами самокатов?

Создается впечатление, что компании сознательно не хотят внедрять более строгие методы верификации. Почему? Ответ может лежать в плоскости экономики. Несовершеннолетние – это огромный и активный сегмент пользователей. По-настоящему закрыть им доступ – значит добровольно отказаться от значительной части прибыли. Выгоднее ли заложить потенциальные штрафы и репутационные издержки в бизнес-модель, чем терять тысячи ежедневных поездок? Судя по ситуации на улицах – да.

Пока полиция гоняется за отдельными нарушителями, а врачи в травмпунктах спасают детей, бизнес-машина продолжает работать, генерируя доход с каждой поездки, в том числе и с той, которая может стать для кого-то последней.

Однако в компаниях тоже заверяют, что пытаются решить эту проблему. Так, в компании JET нам рассказали, что компания сама установила внутренне правило, что аренда самокатов доступна только с 18 лет.

"Мы об этом везде рассказываем: при регистрации, на подвесах, в пушах и так далее. Но если посмотреть на международную практику, обычно ограничения внедряют до 14-16 в зависимости от страны. На самом деле на мопеде можно ехать с 16 лет, поэтому по логике более безопасными самокатом можно пользоваться с такого же, а может и более раннего возраста, но тут конкретно наше ограничение, связанное с вступлением с нами в гражданско-правовые отношения, связанные с арендой ТС, таких как договор страхования, ответственность за сохранность имущества", – рассказывают в компании.

Представители сервиса поясняют, что оплатить самокат можно только безналичным способом, а это значит, что для того, чтобы несовершеннолетние могли оплатить, взрослые должны или открыть платежи в нашем приложении, или дать свою карту. То есть без участия взрослых взять в аренду нельзя.

"Мы направляли запрос в Нацбанк о том, чтобы в принципе запретить использовать детские карты в приложениях кикшеринга, но во-первых, нам ответили, что так нельзя, а во-вторых, в нашем сервисе есть ещё павербанки, а у конкурента и вовсе супер-апп со множеством сервисов, так что похожие блокировки могут ограничить доступ несовершеннолетних к другим услугам, что не совсем справедливо", – пояснили в пресс-службе сервиса.

Представители JET отмечают, что постоянно изучают возможности для более эффективных проверок пользователей самокатов, например, звучали предложения подключить госбазы или даже биометрию.

"Тут надо понимать, что такие интеграции – не игрушки, а очень чувствительные данные, хранить которые могут быть только крупные институты с продвинутой защитой, такие как банки или мобильные операторы, на хранение нужно нормативное обоснование. Если говорить просто, когда кто-то из компаний такое введёт, он сразу станет объектом хакерских атак, и если посмотреть новости, многие крупные компании им подвергались, но одно дело, когда улетают только номера телефонов, а другое – когда данные из eGov или тем более биометрия", – рассказывают в компании.

В других странах сервисы выдают самокаты с помощью ID через банки и мобильные операторы, но это никак не помешает взрослым передавать управление детям.

"Сейчас у нас есть полевые сотрудники, которые блокируют аккаунты у детей явно младше 18 лет, мы также реагируем на жалобы от жителей, будем усиливать контроль в этом направлении, вы ещё увидите новости в этом году", – пообещали в компании.

В компании "Яндекс", которая также является сервисом аренды самокатов, нам не ответили.

Возможные решения и глобальный опыт

Проблема не уникальна для Казахстана. Города по всему миру ищут способы обуздать самокатный хаос. И решения существуют:

  • Настоящая верификация: Некоторые города, как, например, Марсель во Франции, обязали операторов ввести строгую проверку личности. Перед первой поездкой пользователь должен отсканировать свое удостоверение личности и сделать селфи для подтверждения. Это простой и эффективный шаг, который отсекает подавляющее большинство несовершеннолетних.
  • Технологическая ответственность: Компании могут и должны нести более серьезную юридическую и финансовую ответственность за ДТП, совершенные несовершеннолетними с использованием их сервиса. Это станет мощным стимулом для внедрения реальных, а не формальных, систем контроля.
  • Нулевая толерантность: Вместо редких показательных штрафов – пожизненная блокировка аккаунта, с которого была совершена поездка несовершеннолетним, без права восстановления.

Электросамокаты – это прогресс, но он должен быть безопасным. И бремя обеспечения этой безопасности не может лежать только на родителях и самих детях. Главный рычаг контроля находится в руках компаний, которые превратили опасное развлечение в массовый и прибыльный бизнес. Пока их основной мотивацией остается рост числа поездок, а не безопасность пользователей, наши улицы так и останутся полигоном для испытаний, где в роли незащищенных пилотов выступают наши дети.

Ваша реакция

👍 12
😆 1
👎 48
🤯 7
😢 3
😡 28

Новости партнеров

×
$ 533.61  621.07  6.78