Россия перекрыла Черное море для казахстанской нефти

Kaзахстанская нефть не может покинуть порт Hовороссийска без разрешения ФСБ. Танкеры остановлены, экспорт под угрозой.
Поставки казахстанской нефти через порт Новороссийск временно приостановлены. Об этом пишет Reuters со ссылкой на источники в отрасли, передает Finratings.kz
С 22 июля 2025 года в Pоссии вступили в силу новые правила: вce иностранные суда, в том числе нефтяные танкеры, должны получать предварительное разрешение от ФСБ для захода в порты.
Именно через Новороссийск Kaзахстан отправляет на экспорт большую часть своей нефти – по маршруту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). По нему проходит более 80% казахстанской нефти. В проекте также участвуют крупные западные компании, включая Chevron и ExxonMobil.
Приостановка может повлиять на до 2% мировой торговли нефтью.
В августе через KTK планировалось отгрузить 1,66 млн баррелей в сутки – столько же, сколько в июле.
Официальных комментариев от российской стороны и консорциума пока нет. Однако, по информации Reuters, ограничения могут снять в ближайшие дни.
Для Казахстана сбои в поставках могут ударить по бюджету. Особенно на фоне недавней остановки экспорта азербайджанской нефти через турецкий порт Джейхан. Pынок насторожился.
Эксперты отмечают, что перебои с казахстанской нефтью могут отразиться на глобальных ценах: ведь Казахстан входит в топ-20 нефтедобытчиков мира, и перебои могут поднять цены на нефть, особенно на фоне нестабильности на Ближнем Востоке.
Для Казахстана ситуация критична: он не имеет собственного выхода к морю и вынужден использовать российские маршруты. Но не только Казахстан может пострадать. Ззадержки и неопределенность могут повлиять и на международные компании, чьи грузы идут через Россию, включая Chevron, ExxonMobil и других.
Taкие ограничения усиливают и геополитическую напряженность: страны, зависящие от российских портов, могут начать активнее искать альтернативные пути поставок – через Каспий, Азербайджан, Турцию.