Грозит ли Казахстану топливный кризис?

Власти обещают удвоить мощности Шымкентского НПЗ, что стабилизирует цены на топливо и снизят импорт авиакеросина.
Казахстан готовится к серьезному рывку в производстве топлива. Власти официально подтвердили – Шымкентский нефтеперерабатывающий завод будет расширен, объемы переработки нефти там планируют увеличить вдвое,
Об этом сообщил первый вице-премьер Роман Скляр на пресс-конференции в правительстве.
По его словам, ежегодная добыча нефти в стране составляет около 85–90 миллионов тонн, но этого уже не хватает.
“Спрос превышает предложение. Несмотря на завершенную модернизацию трех НПЗ в 2017–2019 годах, и то, что тогда был решен вопрос с дефицитом бензина и дизеля, сейчас мы вновь сталкиваемся с перебоями”, – заявил Скляр .
Что подталкивает к реформам:
- Импорт авиакеросина: с ростом внутренних и международных авиарейсов Казахстан все чаще вынужден закупать авиационное топливо за рубежом .
- Вывоз ГСМ: из-за разницы в ценах топливо утекает в соседние страны, как официально, так и по серым схемам. Это создает дефицит внутри страны, особенно в приграничных регионах.
- Рост потребления: развитие сельского хозяйства, строительство и автотранспорт – все это увеличивает нагрузку на ТЭК. Актуальная потребность в переработке нефти существенно выше, чем реальная мощность заводов.
Что планирует правительство
Власти уже обозначили три ключевых шага:
-
Выравнивание цен на ГСМ с соседями, чтобы остановить массовый вывоз дешевого топлива за границу;
-
Строительство второй очереди Шымкентского НПЗ: мощность переработки нефти вырастет с 6 до 12 млн тонн в год;
-
Модернизация Павлодарского и Атырауского НПЗ: повысится производительность без остановки текущего производства;
Все это позволит не только закрыть внутренние потребности, но и сформировать резерв на экспорт, подчеркнул Скляр .
Отметим, что сегодня до трети объемов авиакеросина Казахстан закупает из-за рубежа, а при росте пассажиропотока потребность будет только увеличиваться.
Читайте также: