Куда ушли миллионы? В Казахстане выявили дорогую дорогу с дефектами

Антикоррупционная служба Карагандинской области обнаружила серьезные нарушения при строительстве автодороги "Караганда-Шахтинск-Есенгельды-Кайнар-Нура".
По данным специалистов Национального центра качества дорожных активов, покрытие трассы не соответствует стандартам, а выявленные дефекты до сих пор официально не устранены. При этом местные власти утверждают, что все недочеты были исправлены еще два года назад.
Что выявила проверка?
Инженеры Национального центра качества дорожных активов еще в 2023 году зафиксировали нарушения уплотнения асфальтобетонной смеси и водонасыщения дорожного полотна. Однако подрядчик не обращался за повторной экспертизой, а сам объект до сих пор числится в системе Kazdrotlayp как не соответствующий стандартам.
"Выявлены были два нарушения: по уплотнению асфальтобетонной смеси и водонасыщению. Подрядчик не предоставил нам метод устранения или план мероприятий. В программе Kazdrotlayp этот участок до сих пор числится как несоответствующий", — сообщил заведующий лабораторией филиала Национального центра качества дорожных активов Алексей Райлян.
Почему дорогу все-таки приняли?
Несмотря на замечания специалистов, местные власти официально приняли объект. Однако экспертизу после устранения дефектов проводил не Национальный центр качества, а другая компания — Центр "Геаналит", у которой в 2024 году антикоррупционная служба отозвала лицензию.
"Мы обратились в независимую фирму, потому что подрядчики не успевали в срок. Если бы повторная экспертиза проводилась в Центре качества, это заняло бы около месяца, и они не смогли бы сдать объект вовремя. Подрядчики сразу представили документы о том, что все нарушения устранены", — пояснила пресс-секретарь управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Карагандинской области Аксауле Сейлхан.
Проблема системная
Этот случай — не единичный. При изучении качества дорожных работ мониторинговая группа выявила дефекты и на трассе "Караганда-Балхаш". Оказалось, что при реконструкции использовали щебень, не соответствующий ГОСТу, из-за чего пришлось задержать сдачу объекта.
Казахстанцы возмущены качеством дорог и требуют усилить контроль за использованием бюджетных средств. В 2024 году на ремонт областных трасс было выделено 39 миллиардов тенге, еще 17 миллиардов потратили на реконструкцию дорог в Караганде. Специалисты обещают, что мониторинг качества дорожных работ продолжится в 2025 году.
Жители региона надеются, что новые проверки помогут остановить схемы, в которых государственные деньги "закатываются в асфальт" без гарантий качества.